Я не инвестирую в основателей с МВА: 5 правил от бизнес-ангела
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Библиотека Полезное Я не инвестирую в основателей с МВА: 5 правил от бизнес-ангела

Почему инвесторам Кремниевой долины не внушают доверия предприниматели с бизнес-образованием, как долго надо встречаться с кандидатами и какие три человека нужны каждому успешному стартапу

Бизнес-ангел

Недавно здесь, в Сан-Франциско, я ужинал с известным бизнес-ангелом, работающим со стартапами уже больше 10 лет. Он попросил не называть себя, но история нашего общения очень показательна для многих предпринимателей. У этого частного инвестора отличная репутация и пять собственных правил для отбора проектов для финансирования.

Во-первых, он не инвестирует в стартапы, основанные предпринимателями с бизнес-дипломом

Объясняя причины такого решения, он рассказывает, как инвестировал в три компании, возглавляемые выпускниками MBA из школ «Лиги плюща». Первая компания получила $700 000, вторая — $2 млн, $4 млн. Все эти проекты в конечном итоге закрылись.

Такие предприниматели, говорит бизнес-ангел, говорят на одном языке с венчурными инвесторами, играют с ними в гольф, умеют рисовать красивые графики и убедительные таблицы. Они могут провести анализ рынка, рассказать кейс и в результате получить деньги инвесторов. 

Но, как сделал вывод мой знакомый, люди с «корочками» MBA не умеют выстраивать взаимоотношения с клиентами, не научились создавать продукт и делать бизнес.

Во-вторых, его не интересуют проекты, которые ищут инвестиции только с презентацией на руках, не имея работающего бизнеса

По его мнению, с каждым годом стартапы в сфере IT получают инвестиции на все более поздней стадии развития. «На дворе 2017 год, моя пятилетняя дочка может собрать сайт на WIX», — говорит он. Да, в 1990-е предприниматель мог прийти с презентацией и получить инвестиции, сказав, что его компания основана выпускниками Стэнфорда и MIT. В 2000-е руководители проектов удивляли инвесторов уже не образованием, а огромными базами пользователей.

С 2010-го наступила эра глубокой аналитики. Инвесторов интересует MRR (регулярный месячный доход), Retention (возвращаемость пользователей), ARPPU (средняя выручка с одного платящего пользователя), ARPU (средняя выручка на одного пользователя), CAC (стоимость привлечения пользователя) и другие конкретные метрики.

Очевидно, что на ранней стадии все показатели могут быть не слишком иллюстративны (особенно в дальнейшем может поменяться стоимость привлечения клиента), но предприниматель должен их знать и правильно анализировать метрики, уметь «продавать» цифры.

Инвесторам просто смешно, когда проект, который не смог сделать сайт и привлечь первых пользователей, пытается получить венчурное финансирование.

Многие основатели новых компаний не понимают, что для большинства инвесторов одним из важнейших индикаторов будущего успеха проекта является хоть какой-то интерес потенциальных пользователей.

В-третьих, бизнес-ангел не верит в основателей-одиночек

Вместо «солиста» во главе компании, считает он, руководителями должны быть три человека — «хороший, плохой, злой» (прямо как в известном фильме Серджо Леоне). Первый — тихий «технарь», который обожает писать код и, возможно, интересуется основами квантовой физики. Второй — человек, который наладит продажи, будет использовать любые лазейки для продвижения продукта. Он будет атаковать сотни инвесторов, закидывать письмами почтовые ящики журналистов. Третий — продуктовый менеджер, который ограничивает фантазии программиста, снабжая его фактами о рыночных реалиях. Этот человек строит бизнес-процессы внутри компании, чтобы сервис получал востребованные пользователями возможности и эти обновления быстро выходили на рынок.

Успешные «одиночки» — люди, которые не только создали несколько успешных бизнесов (именно они у всех на слуху), но и «завалили» множество других (о которых не любят говорить).

А предприниматель, который строит первый бизнес, будет рисковать своими деньгами, а не искать инвесторов. Скорее всего, этот человек сможет сделать все один. Ему не нужны деньги и даже связи инвесторов

В-четвертых, инвестор считает неправильным инвестировать в стартапы, которым он не может помочь своими связями и экспертизой

Он вспоминает, что несколько раз помогал проектам, которые уверяли его, что станут новыми «единорогами» (компаниями стоимостью более $1 млрд), но ничем хорошим это не заканчивалось.

Мой знакомый пришел к выводу, что ключевая задача бизнес-ангела — помочь с первой продажей продукта. Неважно, развивает ли стартап SaaS-решение или продает гаджет, — если бизнес-ангел верит в проект, он должен помочь ему уговорить первых клиентов попробовать новый продукт или сервис. Если они останутся довольны (именно в это должен поверить бизнес-ангел), они его приобретут. Задача компании использовать именно такую помощь в знакомствах со стороны бизнес-ангела. Предприниматели должны «причесать» первый успешный кейс и начать его «продавать» в остальные компании.

В-пятых, бизнес-ангел не инвестирует в проекты, с основателями которых знаком меньше трех месяцев

Он встречается с предпринимателями регулярно раз в месяц в течение трех-четырех месяцев, изучая их. Если с первой встречи коллектив стартапа нравится, инвестор помогает им контактами. Через месяц инвестор может оценить, как растет база пользователей (или корпоративных клиентов). Еще через месяц можно сделать еще один «замер». В этот момент бизнес-ангел уже может сделать вывод о том, насколько серьезно настроены пришедшие за инвестициями основатели стартапа, насколько бизнес-идея получает продвижение на рынке.

Безусловно, мой знакомый за завтраком подчеркивает, что этот свод правил — лично его, это не абсолютная истина и не руководство к действию. Он даже шутит: «Возможно, я просто очередной псих, который верит в стартапы и новые идеи, но в этом-то и прелесть духа Кремниевой долины, и поэтому я больше чем уверен: каждый проект способен найти своего инвестора, вопрос только в упорстве».

Автор: Артём Голдман; источник: www.forbes.ru

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

USD USD
2,028 -0,0
EUR EUR
2,396 0,0
RUB RUB
3,453 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика