Требуются преподаватели с управленческим бэкграундом: как топ-менеджеру стать хорошим лектором
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Библиотека Полезное Требуются преподаватели с управленческим бэкграундом: как топ-менеджеру стать хорошим лектором

Михаил Жванецкий: "Когда знаешь как, умеешь, но уже не хочешь сам - ты тренер! Когда знаешь как, не умеешь, не можешь сам, но можешь научить - ты профессор!"Ораторство

Успешному топ-менеджеру, 20 лет управлявшему компаниями, при достижении карьерного потолка корпоративный мир может предложить немного вариантов. Что делать дальше? Стать пенсионером? Заняться написанием книг или выращиванием огурцов на даче? Человек, добившийся успехов в бизнесе, амбициозен и, вероятно, не будет подобными перспективами удовлетворен.  

В последнее время заметен новый тренд в бизнес-образовании: бизнес-школы активно приглашают преподавать действующих и бывших топ-менеджеров. Такие специалисты востребованы, и их преподавательская деятельность - ничуть не менее амбициозное и высокооплачиваемое дело.

Так, по данным доклада United States Department of Labour за 2017 год, имеющегося количества профессиональных преподавателей с управленческим бэкграундом недостаточно для растущего рынка. Рост потребности с каждым годом будет только увеличиваться.

Сейчас в мире гонорар преподавателя составляет от $150 за лекцию, верхний потолок практически не ограничен. Зарплата напрямую зависит от опыта чтения лекций, известности лектора и актуальности тем.

К сожалению, многие успешные люди в России не понимают, что обладая ценным опытом, они могут быть очень востребованы как преподаватели. Они никогда не видели себя в этом качестве, не задумывались о преподавательской деятельности, хотя и имеют глубокие практические знания. Однако даже после самой успешной карьеры нельзя сразу встать за кафедру. Чтобы стать бизнес-преподавателем и начать новый этап в жизни, необходимо учиться.

Титаны идут в преподавание

Андрей Шаронов присоединился к команде бизнес-школы, оставив пост вице-мэра Москвы. Ключевыми навыками, которыми обладает госчиновник такого уровня, можно считать лидерство, проектный менеджмент, управление изменениями. Но при подготовке к будущим лекциям Андрей Шаронов осознал, что ему будет интересно сместить фокус. Приверженца здорового образа жизни больше вдохновляли идеи личной трансформации, целеполагания и мотивации. Собственный опыт и достаточный запас знаний по части того, как следить за физическим, эмоциональным и ментальным состоянием, помогли Андрею Шаронову превратить эту тему в серию лекций «Я: 2.0», нашедшую отклик у слушателей.

Часто преподавание полностью меняет жизнь самих руководителей. Они становятся более заметными в профессиональном сообществе. Они открывают в себе новые таланты. Рассказывая об успехах и поражениях, начинают лучше понимать свои сильные и слабые стороны, что даёт возможность переосмыслить собственную жизненную стратегию. «Я был неплохим сценаристом, но внезапно оказалось, что настоящий мой талант в чтении лекций», — любит признаваться на своих семинарах Роберт Макки, автор бестселлера «История на миллион долларов». Стоимость билетов на его майское выступление в Москве доходила до 80 000 рублей. 

Путь практика в лекторы начинается с ответа на вопрос: «Как я это делаю? Как я добился успеха?» Здесь важна работа с наставником, который поможет будущему лектору изучить, какие уже есть лекции на эту тему и как можно, не повторяясь, рассказать о своем уникальном опыте.

Например, медиаменеджер Светлана Миронюк, придя в бизнес-школу «Сколково» преподавать, работала в паре с профессором бизнес-школы IESE Евгением Каганером. На протяжении года они разрабатывали образовательную программу и тестировали ее на самых разных слушателях. Сегодня Светлана Миронюк с успехом читает лекции про цифровые преобразования, продолжая при этом работать над мастерством преподавания.

Редкий топ-менеджер владеет искусством публичных выступлений в совершенстве, большинству приходится сознательно развивать эту способность. Современные образовательные технологии позволяют научить практически любого рассказывать свою историю и передавать опыт. Любая удачная лекция предполагает знание азов сторителлинга и сценарного мастерства, работу со своим телом и с энергией группы, знание психологии и даже театральных практик.

Сегодня существует целый набор методик и техник общения с аудиторией. Можно, например, узнать, как работать с троллингом из зала, когда уместно пошутить, как использовать своеобразные «крючки» в общении, как строится сценография выступления. Нужно готовиться к разговору с аудиторией, постоянно прорабатывая тему выступления и устраивая демо- выступления для «своих».

Три типичные ошибки публичных выступлений

  • Пересказывать других. В воспоминаниях о Довлатове часто повторяется один и тот же сюжет, когда его друзья и приятели, вдохновленные невероятно смешными устными рассказами его самого, спешат пересказать понравившийся анекдот своими словами. Получается вовсе не так смешно, над столом повисает недоуменное молчание, и последний удар наносит сам Довлатов: «Зачем ты это рассказал?» Это худшее, что может случиться с рассказчиком. Неудачно выстроенная история и чрезмерная уверенность в собственной неотразимости способны похоронить любое публичное выступление. А вялые хлопки и недоуменное молчание зала — навсегда брешь в самооценке.
  • Не помнить о возрасте аудитории. Чтобы обучать в бизнес-школе, необходимо изучить основы андрагогики, науки обучения взрослых людей. Ключевое — минимум теории и передача только практических навыков, которые слушатели сразу же смогут применить. 
  • Рассказывать только о себе. Управленец с 10-летним стажем привык говорить только о себе и продолжает с этой точки зрения вести лекции, пересказывая собственную биографию. Это типичный пример, с которым работают наставники: важно уметь сместить фокус с него на то, чем его индивидуальный опыт может помочь аудитории.
Умение вести диалог

В преподавательской работе монологом ограничиться невозможно. Образование давно стало интерактивным. Недостаточно просто выйти и прочитать лекцию: нужно устраивать обсуждения, слушать и слышать чужое мнение, провоцировать дискуссию и работать с возражениями. Лектор общается с аудиторией, его оценивают и изучают, ему верят или нет.

Один из ключевых методов современного преподавания — Discussion-Based Learning: преподаватель взаимодействует со слушателями, заранее просчитывая, к чему приведет обсуждение. Внешне дискуссия кажется естественной и непринужденной, но на самом деле это процесс, выверенный до мелочей. Задавая первый вопрос, преподаватель заранее знает, к какому результату придет аудитория к окончанию лекции, какой опыт переживет и какие сделает открытия.

Умение рассказать свою историю и вести диалог может пригодиться в самых неожиданных областях жизни. Навыки публичных выступлений помогают даже тогда, когда менеджер не собирается бросать работу совсем. Например, наш знакомый, успешный ресторатор, обучается, чтобы уметь рассказывать об успехах своих ресторанов на гастрономических конференциях. Компании ценят таких «говорящих» менеджеров, многие из которых впоследствии становятся агентами изменений внутри компании, организовывают корпоративные университеты и обучают сотрудников. Это точно стоит того, чтобы попробовать себя в новой роли и выйти за рамки привычного.

Автор: Евгения Овасапян Источник: www.forbes.ru

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

USD USD
2,112 0,0
EUR EUR
2,417 0,0
RUB RUB
3,210 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика