Если бы Иисус и Мухаммад жили в одно время, они были бы друзьями
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Библиотека Мудрое Если бы Иисус и Мухаммад жили в одно время, они были бы друзьями

Библия-Коран-2Только искренний и честный обмен мнениями может привести к взаимопониманию, которое даст возможность христианам и мусульманам мирно жить в XXI веке

Hа протяжении истории отношения между христианством и исламом характеризовались непониманием, противостоянием и часто враждебностью.

Вышедший на экраны несколько лет назад фильм "Царство Небесное" проиллюстрировал, что это противостояние достигло своего апогея в отталкивающих сценах крестовых походов.  

Противостояние и враждебность могут снова "детонировать", ибо экстремисты с той и с другой стороны намерены убедить нас в том, что христианство и ислам кардинально противоположны друг другу.

Эти претензии можно преодолеть только постоянными усилиями по продолжению диалога, направленного на достижение согласия между христианами и мусульманами. Ведь, по видению их великих лидеров, Иисуса Христа и Пророка Мухаммада, у нас намного больше объединяющих нас черт, нежели различий. Если бы Иисус и Мухаммад жили в одно время и были бы знакомы друг с другом, то, судя по тому, что мы о них знаем, они считали бы друг друга не соперниками, а друзьями.

Есть четыре общие темы в Евангелии и Священном Коране, убеждающие в том, что эти учения преисполнены той же самой истинной веры и человеколюбия.

  • Прежде всего, и в Новом Завете, и в Коране ясно видно то, что и Иисус, и Мухаммад были любимы Богом

В исламской традиции используются несколько почтительных имен, под которыми известен Пророк. Наиболее часто упоминается "расуль" - "посланник". Кроме этих титулов, Мухаммад также известен как "хабиб" - "любимый Богом". В Новом Завете Иисус Христос упоминается как любимый Богом. Например, в Евангелии от Матфея 3:16 мы читаем, как Иоанн Креститель крестил Иисуса: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Таким образом, и для христиан, и для мусульман основатели их религий - любимы Богом. То есть для тех, кто любит Бога, независимо от того, христиане они или мусульмане, важно любить Иисуса или Мухаммада. Бог не делает различий между ними. Они оба любимы Богом. И те, которые претендуют на то, чтобы называться их последователями, должны иметь в сердце такую же любовь и такое же уважение к обоим.

  • Еще одна схожесть между Иисусом и Мухаммадом состоит в том, что у обоих было четкое и бескомпромиссное представление о социальной справедливости. Оба видели неравенство и несправедливость, существующие в их обществах, и оба были страстными защитниками бедняков, вдов и сирот.

Например, в Коране Бог говорит через своего посланника Мухаммада: "Милостыни - только для бедных, нищих, смотрителям по выдаче ее, и тем, сердца которых расположены к Исламу, на выкуп из неволи, должникам, на промысел Аллаха, для тех, кто держит дальний путь, - так по становлению Аллаха. Аллах ведь знающ, мудр!" (Св. Коран, 9:60)

Именно на основе таких духовных императивов концепция закята (обязательного годового налога в пользу бедных и нуждающихся - прим. edinstvo-gomel.by) стала одной из пяти необходимых условий ислама и приказом Творца, исполнение которого обязательно для всех мусульман. Чувство равенства всех людей, возникшее из этого принципа, и стало одной из центральных ценностей ислама. Оно выражено во многих суннах и хадисах Пророка Мухаммада; например, та честь, которую он предоставил Билялю, попросив его стать первым, кто прочитает азан - призыв мусульман на молитву. Этот жест был просто революционным для того времени.

Так же, как и Мухаммад, Иисус открыто выступал в защиту бедных и обездоленных. Знаменитое учение о добродетелях, которое стало частью Нагорной Проповеди, является одним из примеров. Другой можно найти в Евангелии от Луки, глава четвертая, где Иисус использует слова Пророка Исайи применительно к себе: "Дух Господень на мне; ибо он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное."

Иисус был не только проводником этого послания любви и справедливости даже для наиболее маргинальных слоев общества, но и во всех своих действиях воплощал эти слова в жизнь. Все четыре Евангелия часто ссылаются на его особое сочувствие к больным, бедным, забытым и покинутым членам общества. В Евангелии от Матфея, 25:31-46, он предлагает, чтобы апостолов помнили по их деяниям - насыщению голодных, облеканию голых и посещению больных и заключенных. То есть, когда кто-либо совершает подобные действия по отношению к "наименьшему" из своих братьев, это приравнивается к совершению деяний непосредственно по отношению к Христу.

Наверно, это и есть та самая причина, по которой Коран чествует и уважает Иисуса Христа. Его чувство милости и справедливости, которое корнями уходит в правосудие, провозглашенное еврейскими пророками, полностью совпадает с понятием справедливости Пророка Мухаммада.

  • Третьей характеристикой, общей для Иисуса и Мухаммада, была их любовь к Богу. Иисус называл Бога арамейским словом "Абба", означающим отца (или наиболее близким переводом - "папа"); Мухаммад же, обращаясь к Богу, называл его "Аллах" - арабским словом, означающим Бога. И для Иисуса, и для Мухаммада Бог был центром их жизни. Они жили с глубоким пониманием силы и присутствия Бога и с сознанием того, что они любимы Им.

Евангелие часто говорит о том, как Иисус уходил помолиться в одиночестве - в пустыню, в горы или в сад (так, например, как он ушел в Гефсиманский сад помолиться перед тем, как быть схваченным врагами). Писатель на религиозные темы Энтони Падавано напоминает нам: "Он молится на каждом повороте, в каждом случае, каждый день, ночью, и на воде, и в горах, затерявшись в горах, в одиночестве в храме, покинутый в саду, на вечере со своими друзьями, во время мук на кресте" (из книги "Рассвет без тьмы").

Сила учения Иисуса была в том, что он развил связь с Богом через молитву. Иисус был человеком Бога, потому что он был человеком молитвы.

Подобно Иисусу, и Пророк Мухаммад был известен среди своих последователей как человек с глубоким пониманием Бога, человек молитвы. Само откровение Корана снизошло на Мухаммада, когда он молился на горе Хира, а также два великих момента прозрения, которые Пророк получил как величайшую духовную привилегию - Ночь Вознесения (Лайлатуль-мирадж) и Ночь Могущества (Лайлатуль-кадр) являются примерами его преданности молитве и силы его молитвы.

Практика совершения молитвы (салат) пять раз в день предназначена для того, чтобы ни один мусульманин не забывал о Боге на протяжении дня, следуя примеру Пророка Мухаммада в его глубокой преданности Богу и всеобъемлющем сознании Бога. Кроме молитв, совершаемых пять раз в день, есть еще вид молитвы, известный как "дуа", который соответствует христианской молитве-просьбе. В сунне и хадисах есть множество примеров тому, насколько Пророк Мухаммад был предан молитве; он много времени проводил в молитве по разным поводам.

Так же, как и у Иисуса, каждый день у Пророка Мухаммада был выстроен на основе молитвы и преданности Господу, глубочайшего сознания Бога. Да будет мир и восхваление с ними обоими.

  • Четвертая общая характеристика Иисуса и Мухаммада - уважение к равенству женщины. Оба жили в патриархальном обществе, в котором женщины были притеснены, не имели никаких прав и очень часто становились жертвами несправедливости и плохого обращения. Выступая в защиту прав женщин, Иисус и Мухаммад фактически выступили против общепринятых норм - каждый в своей культурной и религиозной среде.

Например, мы видим, как Иисус преподавал женщинам учение, которое в период его жизни было просто революционным. Он всегда проявлял к женщинам уважение, которого они были достойны. Именно женщину - Марию Магдалину - признают одной из самых близких его последовательниц; и именно ей он явился после того, как воскрес, доверив ей миссию рассказать апостолам и другим его последователям, что он восстал из мертвых. В Царстве Божьем, каким представлял его себе Иисус, мужчины и женщины равны.

Пророк Мухаммад также открыто выступал против общепринятых норм того времени в отношении женщин. В четвертой главе Корана Аллах напоминает верующим: "О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, с Чьим именем вы предъявляете друг к другу спрос и чтите родственные связи. Поистине Аллах - над вами страж!" (Св. Коран, 4:1)

Именно концепция равенства формирует основу различных законов шариата, призванного защищать права женщин. Есть, например, закон защиты прав женщины на наследство, право на развод, право голоса и право работать в учреждениях, право на алименты и прочие выплаты, и строгие нормы, ограничивающие полигамию. На самом деле одной из принципиальных причин существования полигамии являлась потребность защитить огромное количество вдов и сирот, которые жили без мужа и отца в подчас очень жестоком обществе Аравии седьмого столетия.

Ислам часто критикуют за притеснение женщин, однако на самом деле учение и пример Пророка Мухаммада демонстрируют прямо противоположное. Мухаммад, подобно Иисусу, открыто выступал против существующих культурных норм в вопросе защиты прав женщин. Однако очень часто последователи Мухаммада и Иисуса неверно, не так, как их учителя, понимали, а значит, и неверно толковали истинную природу роли женщины в обществах, исповедующих их религии.

Конечно, есть и другие схожие элементы в жизни и деяниях двух великих посланников Бога, есть и различия, но те четыре основных характеристики, о которых шла речь - они оба были посланниками Божьими и защитниками убогих, людьми молитвы и защитниками прав женщин - это то, что более всего роднит Мухаммада и Иисуса.

Они жили в разное время, с разницей в несколько столетий, однако вышли из одного региона. Невозможно не пытаться размышлять и представлять себе, каким бы было их общение, живи они в одно время и знай друг друга. Это скорее вопрос гипотетический, но все доказательства свидетельствуют о том, что они никогда бы не воспринимали друг друга как конкуренты, а выразили бы глубочайшее взаимное уважение. Знаменитая Ночь Вознесения Мухаммада, когда он мистическим образом был вознесен в рай (Лайлатуль-мирадж) имеет явную схожесть с Преображением Христа, когда к нему присоединились пророки Авраам и Илия. Во время вознесения Мухаммада к нему присоединился Иисус. Какой удивительный образ. Что бы они друг другу сказали? Нетрудно представить, как бы они были рады видеть друг друга, они бы обнялись как друзья и начали бы глубокий и искренний диалог.

Действительно, нетрудно представить Иисуса и Мухаммада друзьями, связанными любовью к Богу и таким видением мира, где правит справедливость, сострадание и равенство, мира, где люди бы жили с пониманием Бога и преданностью Ему. И Иисус, и Мухаммад ожидали бы того же от своих верующих общин. И нам, их последователям, надо у них учиться.

По материалам:  www.kurman.org

 

Любовь к Иисусу может сплотить христиан и мусульман

 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

USD USD
2,035 -0,0
EUR EUR
2,317 0,0
RUB RUB
3,237 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика