Будьте в курсе!
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Будьте в курсе

Налоговый кодекс-2019

Как рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая на круглом столе по обсуждению налоговых изменений, если налоговый орган установит, что совершается налоговое правонарушение, он, собрав всю информацию, направит требование плательщику с указанием погасить задолженность в добровольном порядке.

"На это плательщику будет даваться дополнительно 10 рабочих дней. Если плательщик устраняет это нарушение, то меры административного воздействия к плательщику применяться не будут. Или плательщик может представить пояснения причин возникновения расхождения между его налоговой декларацией и сведениями, которыми располагает налоговый орган. Если плательщик не устраняет нарушение или не доказывает убедительно, что он прав, тогда налоговый орган будет составлять акт камеральной проверки и выносить требование об устранении нарушения. И только после этого ему будет выставляться требование на уплату налога и предъявляться требование о наложении на него административного взыскания», - пояснила замминистра.

По ее словам, законопроект предусматривает и ограничение размера пени по результатам проверки – пеня не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. «Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий», - пояснила Селицкая.

 Налоговый кодекс - 2019: ключевые изменения

Также Элла Александровна Селицкая акцентировала внимание на новых возможностях обжалования решений налоговых органов, которые предусматриваются законопроектом:

«Сегодня, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно обратиться сначала в городскую либо областную налоговую инспекцию и только потом – в Министерство. Новшеством станет предоставляемое плательщику право выбора - кому он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу».

Подытоживая, заместитель министра отметила, что «главный акцент налоговых изменений сделан на совершенствовании налогового администрирования, упрощении порядка исчисления и взимания налогов».

Источник: ej.by

 

Конкурс инвестпроектов-2018

Комитет экономики облисполкома объявляет о проведении конкурса инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства области для оказания государственной финансовой поддержки. Поддержка будет предоставляться в виде субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя.

Поддержка будет предоставлена субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе при реализации ими инвестиционных проектов по следующим направлениям:

  • создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
  • организация, развитие производства, реализация экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции;
  • производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
  • внедрение новых технологий.

Обязательное условие оказания государственной финансовой поддержки — создание новых рабочих мест.

Прием документов будет проводиться с 20 августа по 20 сентября комитетом экономики облисполкома. Телефоны для справок: +375(232)33-10-94, 33-47-24

Более подробная информация об объявленном конкурсе: требованиях к участникам, необходимом перечне документов - в приложении

 

На сайте Минфина размещен проект новой редакции Налогового кодекса, вступающей в силу с 1 января 2019 года. С целью экономии нашего времени на его прочтение и анализ, адвокатское бюро "Сорайнен" не только подготовило краткий обзор наиболее интересных положений нового документа, но и прописало ряд полезных рекомендаций.

Налоговый кодекс-2019

Льготы на дивиденды при реинвестировании: п. 6 и 7 ст. 184, п. 6 и 7 ст. 214

Сейчас независимо от того, как часто распределяются дивиденды, налог на прибыль взимается по ставке 12%, а подоходный налог – по ставке 13%.

Планируется: если в течение 3 лет участники (акционеры) не распределяют дивиденды, а реинвестируют прибыль, то можно уплатить налог на прибыль на дивиденды по ставке 6% (когда участник – белорусская компания) либо подоходный налог по ставке 6% (когда участник – физическое лицо). Если же участники (акционеры) реинвестируют всю прибыль в течение 5 лет, то налог на прибыль и подоходный налог не взимаются. Для иностранных компаний аналогичная льгота по налогу на доходы не предусмотрена.

Рекомендуется просчитать целесообразность нераспределения дивидендов и реинвестирования прибыли.

Обяжут сообщать о движении денег по зарубежным счетам: подп. 1.10 п. 1 ст. 22

Сейчас такой обязанности не предусмотрено.

Планируется обязать белорусские компании подавать в налоговую по месту постановки на учет информацию о движении денег по зарубежным счетам, за исключением корреспондентских. Информацию нужно будет подавать по специальной форме не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Рекомендуется заранее подготовиться к необходимости предоставлять такую информацию.

Иностранную компанию могут признать белорусским резидентом: ст. 15, п. 3 ст. 16

Сейчас иностранную компанию также в определенных случаях могут обложить налогами как белорусского резидента, если у такой компании отсутствует (бездействует) место государственной регистрации. Законодательство не поясняет, что такое отсутствие (бездействие) места государственной регистрации.

Планируется: иностранную компанию смогут обложить налогами как белорусского резидента, если место ее фактического управления находится в Беларуси. Это грозит существенными налоговыми доначислениями.

Рекомендуется проверить, является ли Беларусь местом фактического управления ваших иностранных компаний.

Перемещениями от резидентства не убежишь: п. 5 ст. 17

Сейчас НК не содержит прямого запрета на «размывание» налогового резидентства физических лиц за счет перемещений по разным юрисдикциям. В результате таких действий физическое лицо может не признаваться налоговым резидентом ни в одном из государств своего пребывания. Это могло быть использовано недобросовестными субъектами для уменьшения налогового бремени, например, при получении дивидендов из стран, где не взимается налог у источника.

Планируется: если лицо с белорусским гражданством или видом на жительство не признается налоговым резидентом ни одного государства (например, за счет перемещений между странами), то оно будет считаться налоговым резидентом Беларуси.

Рекомендуется при отсутствии резидентства в Беларуси быть готовыми документально доказать налоговой наличие резидентства в иностранном государстве.

Продлят сроки для подачи декларации и уплаты подоходного налога: п. 2 ст. 219 и п. 1 ст. 222

Сейчас декларации подаются не позднее 1 марта с уплатой налога не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

Планируется перенести «дедлайн» для налоговой декларации по подоходному налогу на 31 марта, а срок уплаты – на 1 июня года, следующего за отчетным.

Введут квартальную отчетность по подоходному налогу: подп. 8.1 п. 8 ст. 216

Сейчас на нанимателей по общему правилу не возлагаются обязанности подавать отчетность по подоходному налогу.

Планируется обязать компании и ИП подавать в налоговую сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Рекомендуется заранее перестроить внутренние процессы и распределить нагрузку между работниками, чтобы исполнить новые обязанности.

Прочие нормируемые затраты – не более 1% от выручки: подп. 1.6 п. 1 и п. 2 ст. 171 

Сейчас отдельные из таких расходов на затраты не относятся, другие – принимаются в состав затрат без ограничений по размеру.

Планируется выделить группу прочих нормируемых затрат, совокупная величина которых может быть учтена при налогообложении прибыли в размере не свыше 1% от выручки компании. К ним, среди прочих, будут относиться вознаграждения по итогам работы за год, матпомощь на оздоровление, вознаграждения членам совета директоров, представительские расходы, компенсация за использование личных транспортных средств, проценты по просроченным платежам по займам и кредитам.

Рекомендуется оценить и, при необходимости, пересмотреть структуру прочих нормируемых затрат.

Отменят 10-кратное увеличение ставок по имущественным налогам: ст. 230 и 241

Сейчас 10-кратные ставки по данным налогам предусмотрены за неэффективное использование (неиспользование) имущества.

Планируется отменить 10-кратное увеличение ставок по налогу на недвижимость и земельному налогу.

Размер пеней ограничат суммой неуплаченного налога: п. 2 ст. 55 

Сейчас размер пеней максимальной суммой не ограничен.

Планируется: ограничить размер пеней, которые по результатам проверки могут взыскать за просрочку в уплате налога, суммой доначисленного налога.

Период зачета/возврата продлят до 5 лет: ст. 66

Сейчас заявить зачет или возврат излишне уплаченного налога можно в течение 3 лет со дня уплаты.

Планируется: увеличить период, в течение которого можно подать заявление о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, до 5 лет со дня уплаты указанных сумм.

Увеличат размеры инвестиционного вычета: подп. 2.2 п. 2 ст. 170

Сейчас размер инвестиционного вычета составляет 10% первоначальной стоимости по зданиям и сооружениям и 20% первоначальной стоимости по машинам и оборудованию.

Планируется увеличить размер инвестиционного вычета по зданиям и сооружениям до 15% первоначальной стоимости и до 30% первоначальной стоимости по машинам и оборудованию.

Рекомендуется рассмотреть приобретение новых основных средств с учетом новых размеров инвестиционного вычета.

Расширят круг взаимозависимых лиц: ст. 20

Планируется существенно расширить перечень взаимозависимых лиц, что важно для проставления отметок в ЭСЧФ, применения правил трансфертного ценообразования и тонкой капитализации. Из важного: взаимозависимым будет признаваться лицо, которое прямо или косвенно влияет на условия или экономические результаты деятельности другого лица.

Рекомендуется  заранее пересмотреть список взаимозависимых лиц, оценить периметр контролируемых сделок и помнить, что за непроставление отметок о взаимозависимости в ЭСЧФ штрафуют.

Изменят правила трансфертного ценообразования: гл. 11

Сейчас правилами ТЦО допускается 20% отклонение от диапазона рыночных цен (показателей рентабельности). Ни одна из существующих категорий плательщиков не обязана подавать документацию по ТЦО до получения соответствующего требования от налоговых органов. Возможность заключения соглашений о ценообразовании с налоговыми органами не предусмотрена.

Планируется существенно изменить и дополнить правила трансфертного ценообразования. В частности 1)будут увеличены суммовые пороги для признания сделок контролируемыми; 2) теперь любое отклонение от диапазона рыночных цен (показателей рентабельности) по контролируемым сделкам может стать причиной доначислений; 3) крупные плательщики будут обязаны подавать документацию по ТЦО до 1 июня года, следующего за отчетным; 4) крупные плательщики получат право заключать с налоговыми органами соглашения о ценообразовании. По-прежнему правила ТЦО будут действовать только в отношении налога на прибыль.

Рекомендуется  просчитать суммы, которые не будут относиться в состав затрат по новым правилам. Крупным плательщиком целесообразно заранее приступить к подготовке ТЦО документации.

Изменят налоговый период по налогу на доходы: п. 1 ст. 193

Сейчас таким периодом считается календарный месяц.

Планируется: календарный квартал станет налоговым периодом по налогу на доходы иностранных организаций, по итогам которого будут подаваться декларация и уплачиваться налог.

Постоянное представительство по работам, услугам: п. 3 ст. 180

Сейчас постоянное представительство по таким видам деятельности по общему правилу возникает через 90 дней.

Планируется: по общему правилу при выполнении работ и оказании услуг постоянное представительство иностранной компании в Беларуси будет возникать, если такая деятельность будет осуществляться в течение 180 дней (непрерывно или в совокупности) в любом 12-месячном периоде.

Рекомендуется иметь ввиду, что это изменение может повлиять на порядок уплаты НДС и удержания налога на доходы в сделках с иностранными контрагентами, ведущими бизнес на территории Беларуси.

 

Следите за руками, точнее, за цифрами: Ярослав Романчук на примере одного земельного участка демонстрирует, как выросла за 4 года стоимость его аренды

Аренда землиВ Дзержинском районе есть земельный участок площадью 0,2286 гектаров. В конце 2012г. его кадастровая стоимость составляла $27226,26. Именно в долларах США, потому что распорядители земли белорусской не доверяют BYN-рублям и, чтобы, не дай Бог, люди не заплатили меньше, привязывают платежи именно к валюте. Для расчёта годовой арендной платы за земельный участок указом президента был установлен коэффициент 0,011. Именно так. До тысячной доли. Вот такая «научная» точность. В итоге годовая арендная плата составила $149,75 или в Br-рублях до деноминации Br1250410. 

В апреле 2016г. кадастровая стоимость этого же участка в 0,2286 гектаров увеличилось до $42999,66. Коэффициент, установленный президентом не изменился – 0,011, а вот Дзержинский райисполком в конце 2013г. постановил увеличить в два раза размер ежегодной арендной платы за земельные участники. В результате годовая арендная плата составила: кадастровая стоимость х коэффициент президента х коэффициент Дзержинского райисполкома или $42999,66 х 0,011 х 2 = $945,99 или в Br-рублях до деноминации Br17566135.

Не прошло и месяца, как в том же апреле 2016 года тот же Дзержинский райисполком делает очередной перерасчёт. Кадастровая стоимость того же земельного участка в 0,2286 уже увеличилась до $58635,9. И годовая арендная плата составила уже $1289,99 или Br23953820 неденоминированных рублей. Нет-нет, коэффициенты президента и исполкома остались прежними. Только "ловкость рук (перерасчёта), и никакого мошенничества"... 

Вот так за четыре года и четыре месяца стоимость земельного участка в Дзержинском районе в $-долларах увеличилась 2,2 раза. И это в ситуации, когда ВВП страны потерял почти $40 млрд., когда Br-рубль обесценился (2016 по сравнению с 2012г.) в 2,3 раза, среднегодовая инфляция в период 2012-2016гг. составила 24,2%, а средняя зарплата с пика в $590 в 2014г. упала до $361 в 2016г. Бизнес получил мощнейший удар под дых, но разве VIP-распорядителей чужого это интересует? 

Арендная плата за земельный участок за это время выросла в долларах в 8,6 раз, а в белорусских неденоминированных рублях – в 19,2 раза. Почти в 20 (!) раз, Карл! За это время инвестор вложил в арендованный им участок сотни тысяч долларов, чтобы начать зарабатывать деньги в будущем, но увы... чиновники решили иначе. 

При этом Минфин и МНС утверждают, что налоговая нагрузка у нас не увеличилась, что ставки налогов остались прежними, что те, кто жалуется на высокие поборы государства, просто не умеют работать.

VIP-распорядители чужого быстро и ловко приспособились к требованию Александра Лукашенко не повышать налоги. Вместо этого они манипулируют размером налогооблагаемой базы для расчёта налогов, а также коэффициентами и индексами, на которые изменяются обязательные платежи в бюджет. А ещё они ввели множество обязательных платежей, в том числе плата за услуги, которые формально налогами не называются, но имеют все признаки налога.

Арендная плата за земельные участки – это один из самых коварных инструментов давления на инвестора. То же самое касается налогов на землю и недвижимость. Чиновники по своим формулам вычисляют налогооблагаемую базу и определяют, сколько и кому платить налогов. Своим – понижающие коэффициенты или освобождение от налогов, «чужим» - налоги с разрушительными повышающими коэффициентами.

К сожалению, предложенные изменения в Налоговый кодекс не защищают производителей товаров и услуг от номенклатурного беспредела распорядителей землёй, которые сначала заманивают инвесторов льготами, преференциями и обещаниями, а потом исподтишка бьют под дых изуверскими инструментами. Предсказать их поведение в отношении земли и недвижимости невозможно.

Такого рода полномочия номенклатурных распорядителей землёй – прямое приглашение к коррупции. Пора уже КГБ/КГК/МВД/СК взяться за земельных баронов. Уверен, что накопать можно будет не только несколько десятков мешков картошки, но и десятки коробок, набитых кэшем, явно не в BYN-рублях.

Ярослав Романчук

 

Вести бизнес в Беларуси - как сидеть на пороховой бочке. Так было 20, 10 лет назад. И точно так же бизнесмены чувствуют себя и сегодня. Почему так происходит? Как создать благоприятный климат в стране?

Сацук о КныровичеДекреты и указы президента о либерализации условий ведения бизнеса очень важны для Беларуси. Они, как красивая обертка товара, привлекают в страну все новых и новых инвесторов. Но кроме яркой обертки нужно еще и подходящее содержимое, иначе разочарование инвесторов может дорого стоить стране. И вот тут у Беларуси как раз наблюдаются серьезные проблемы. Речь идет не только о реальном исполнении принципов свободной конкуренции, которые постоянно декларируются белорусскими властями, но и о действующей в Беларуси правоприменительной практике, не дающей бизнесу никаких гарантий относительно его будущего.

Ярких уголовных и не только прецедентов, характеризующих инвестиционный климат в Беларуси, за последние годы собралось столько, что они портят все впечатление от красочной упаковки.

Вот, например, как бизнес реагирует на дело Кныровича. Свое мнение "Ежедневнику" высказал самый обычный сторонний наблюдатель, который до этого о существовании Кныровича даже не подозревал. А делом заинтересовался лишь потому, что у него бизнес выстроен точно по такой же схеме, которая до последнего времени не вызывала никаких нареканий.

"До того, как прочитал о подробностях дела Кныровича, считал себя патриотом. Всегда принципиально платил все налоги", - представился бизнесмен и тут же признался, что после ознакомления с делом Кныровича пребывает в страхе, что завтра придут за нимПоэтому сейчас бизнесмен очень серьезно подумывает над тем, чтобы продать бизнес и уехать за границу. Например, сейчас Кныровича судят за то, что согласился платить взятки за возврат невозвращаемой иным образом дебиторки. "Сначала тебя упрашивают что-то поставить для спасения какого-нибудь госпредприятия, потом не платят в силу увольнения просивших или других причин, и откат становится единственной возможностью вернуть дебиторку - это стандартная ситуация у нас в стране. Судебные механизмы у нас не работают. Бизнес - бесправен", - констатирует бизнесмен. Кныровича обвиняют и в том, что он поставлял в Россию продукцию через свою российскую фирму, чем уменьшил налогооблагаемую базу в Беларуси. "Ситуация, в которую попал Кнырович - это ситуация каждого первого ориентированного на экспорт в Россию бизнеса в нашей стране. Каждого! То есть - для того, чтобы организовать экспорт в Россию, открытие в России фирмы, которая будет выполнять всю процедуру внешнеэкономической деятельности (оплачивать входной НДС и дальше продавать на внутреннем российском рынке), обязательно. А вот склады иметь не только не обязательно, а даже наоборот - лишние расходы. Конкретно в моем бизнесе структура клиентов выглядит следующим образом. Примерно 70% - это конечные потребители, которые не хотят заниматься напряженной и непонятной для них внешнеэкономической деятельностью, и, следовательно, закупают только внутри России путем объявления тендерных торгов или без них. Они, в основном, надежны, берут с отсрочками, по хорошим ценам и платят в срок или почти в срок. Это основной массив клиентов. И основная задача наших продажников - приобретение именно таких клиентов. Примерно 20% - местные посредники. Берут по дешевым ценам по предоплате. Готовы закупать и у белорусской фирмы. Но здесь уже у нас возникает недоверие к ним по поводу возможной неоплаты НДС в России и последующего неполучения «нулевой ставки» нами. Прецеденты были. Поэтому лучший вариант, если уже необходимо им продать, - все равно продавать им через свою российскую структуру. Примерно 10% - проверенные старые клиенты, которых мы сами же научили заниматься внешнеэкономической деятельностью, к которым полное доверие и которым можно отгружать не глядя. Они и НДС оплатят, и не просрочат. Можно отгружать от белорусской фирмы. Иными словами, без российской фирмы 90% клиентов будет утеряно. Хочешь продавать продукцию в Россию - открывай фирму там, чтобы соответствовать требованиям рынка. Причем фирма будет только оформлять документы. А вот физическая отгрузка будет идти напрямую. От склада в Беларуси - на склад клиента. Чтобы не увеличивать себестоимость и тем самым не ухудшать свою конкурентоспособность. А вот прибыль оставлять на российской стороне не выгодно. Если даже не учитывать традиционный налоговый патриотизм белорусского бизнеса, в Беларуси налоговый пресс меньше, чем в России. Поэтому я не верю, что Кнырович там оставлял больше, чем необходимо для обслуживания данного инструмента. Это попросту невыгодно. Поэтому ситуация с работой белорусского производителя на Россию через собственную российскую фирму стандартна и выгодна всем, включая государство, рабочий коллектив и владельцев. Это - факт", - констатирует бизнесмен и дальше делает вполне определенный вывод: "Если Кнырович будет осужден - для меня это знак. Это значит - завтра придут ко мне. Объявят все незаконным. Все заберут. Посадят. Уже традиционно по-белорусски (моя хата с краю) отсидеться просто не получится. Значит - закрываться, распродаваться, людей на улицу, сам - за границу? Для страны это удар по инвестиционному климату".

Понятно, что бизнес не понимает таких действий белорусских властей. При этом, разбирая ситуацию по косточкам, никто даже не вспоминает про декреты и указы президента, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата. Они сами по себе, а правоприменительная практика - сама по себе.

К сожалению, таких примеров в Беларуси очень много. Кто сможет откупиться, тот платит деньги, выходит на свободу и навсегда уезжает из Беларуси, даже если бизнес остается здесь. Но большинство таких бизнесменов сворачивают всю активность на территории нашей страны. Вот опять КГБ доложило, что в ходе расследования крупнейшего коррупционного скандала в Беларуси возмещено в бюджет более 15 млн долларов. Около 90% этой суммы - это откупные бизнесменов, которых просто поставили в такие условия, когда нужно платить чиновнику, чтобы работать на рынке. Иначе никак. Заплати, чтобы попасть на тендер. Заплати, чтобы тебе заплатили за поставленную продукцию. А потом еще заплати, чтобы выйти на свободу.

И все потому, что ни у бизнеса, ни даже у простого человека нет никакой защиты в стране, которая в первую очередь строится на независимой судебной системе. На системе, которая по определению не может быть вовлечена ни в какие политические процессы и тем более в различные госпрограммы и властные инициативы.

А о какой судебной системе можно говорить в Беларуси, если бизнес через нее даже не может дебиторку взыскать с госпредприятия? Да, судебного решения еще добиться можно, а вот исполнить его - это уже вряд ли. Поэтому без независимых судов, выступающих во всем мире главным инструментом защиты интересов бизнеса, в том числе и от необоснованного уголовного преследования, в стране просто невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. Тут никакие указы и декреты президента не помогут. Ведь в них об этой системе ни слова, ни даже намека.

Источник: www.ej.by

 
Еще статьи...
USD USD
2,079 -0,0
EUR EUR
2,450 0,0
RUB RUB
3,139 -0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика