Будьте в курсе!
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Будьте в курсе

Сегодня на официальном сайте Комитета государственного контроля появились координационные планы контрольной (надзорной) деятельности на второе полугодие 2017 г.

КГК-план проверок-2-ое 2017

Координационный план контрольной (надзорной) деятельности на II полугодие 2017 г. в Гомельской области (по состоянию на 14.06.2017 г.)

 

Для справки 

В соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности.

Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности утвержден приказом Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 № 94.

Проверки включаются в координационные планы в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска, а также на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке.

При отнесении проверяемых субъектов к высокой группе риска их проверки назначаются не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года.

При отнесении проверяемых субъектов к средней группе риска их проверки назначаются не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет.

При отнесении проверяемых субъектов к низкой группе риска их проверки назначаются по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Права и обязанности проверяющих и субъектов хозяйствования при проведении проверок 

 

Ольга Иваненко, налоговый консультант, учредитель и коммерческий директор бухгалтерской компании «БизнесСтарт», составила список из наиболее распространенных нарушений, которые могут совершаться главными бухгалтерами предприятий. Поводом послужила недавняя новость о том, что в Бресте бывшему главбуху одной из частных компаний дали 6 лет за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.

Суть уголовного дела, которое закончилось посадкой главного бухгалтера частной проектной организации: на протяжении более двух лет она завышала себе зарплату, в результате чего незаконно получила 36,2 тыс. белорусских рублей. Она была признана виновной в завладении имуществом в особо крупном размере, совершенным должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.4 ст. 210 УК). Наказание: 6 лет лишения свободы, с конфискацией имущества, лишение права занимать должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет. Также был взыскан причиненный ущерб.

Иваненко о схемах главбухов

Главный бухгалтер — должность, которая редко ассоциируется с мошенничествами. Но как бы не было обидно за профессию, встречаются и нечистые на руку сотрудники. Большинство собственников не соблюдают меры по материальной ответственности бухгалтеров. И поэтому игнорируют подписание необходимых должностных инструкций и приказов по предприятию.

Действия бухгалтеров-мошенников чаще всего остаются безнаказанными по причине того, что они слишком много знают о делах компании

Руководители, в случае обнаружения всех видов злоупотреблений со стороны главбухов, пытаются сделать все возможное, чтобы расстаться по-тихому. Редкие дела доходят до суда. Но тем не менее данные прецеденты все-таки есть. Приведу несколько часто встречающихся примеров должностных злоупотреблений.

1. Безналичные платежи

Руководитель дает распоряжение произвести оплаты. Но как правило, система безналичных платежей «клиент-банк» находится в руках главного бухгалтера. И он может оплачивать через нее личные счета. Пример: в процессе экспертизы бухгалтерского учета компании за предыдущий период мы выявили операции, которые вызвали сомнения по объективным причинам. Фирма приобрела 10 пластиковых окон, которые числились в учете, но не были списаны. Когда руководителю был задан вопрос, на какой объект списывать окна, он очень удивился. Так как никаких окон не покупал. Оказалось, что их приобрела и благополучно установила в своем доме главный бухгалтер. Кроме того, были куплены обои и штукатурка.

2. Бухгалтер выводит безналичные деньги через подставных ИП

Основания: на оплату маркетинговых, информационных и прочих услуг. Пример: бухгалтер перевела деньги подставному ИП — якобы за маркетинговые услуги, т.к. руководитель ежемесячно требовал оборотно-сальдовую ведомость по счетам 60, 76 (расчеты с поставщиками), счета 62 (расчеты с покупателями) для контроля задолженности. Весь приход и расход средств, поступающих через банк, отражается в корреспонденции с этими счетами. Платежи «подставному» ИП в учете бухгалтер проводила сразу на затраты, не учитываемые для целей налогообложения. Минуя счета-корреспонденты, о которых говорилось выше. В результате руководитель не мог проконтролировать назначение таких платежей и контрагента, который их получал. Это было сделано специально. Если бы бухгалтер показала перечисление средств ИП, как это необходимо — по корреспонденции счетов, то тогда бы руководитель увидел его в списке контрагентов и задолженностей по оплатам. И мог бы обнаружить «подозрительное» перечисление.

3. Бухгалтер перечисляет зарплату на подставных лиц

Пример: бухгалтер формирует списки на перечисление заработной платы, в которые включены «мертвые души». Руководителю, если он захочет проконтролировать начисление зарплаты, подаются другие списки. Данные действия можно отследить только после того, как будут сопоставлены списки из «клиент-банка» — с оборотно-сальдовой ведомостью по 70 счету. У нас был пример, в котором главный бухгалтер перечисляла зарплату в течение 3 лет на четырех человек, которых руководитель не принимал на работу. Тем самым она повышала свой заработок до справедливой, по ее мнению, планки $ 2000 в месяц, при окладе в $ 800.

4. Авансовые расходы

Бухгалтер за наличные средства покупает себе служебный телефон. Потраченные деньги возмещает себе, положив на зарплатную карточку. Телефон числится в учете. Но потом бухгалтер оформляет документы, по которым он покупает телефон у компании по минимальной цене (в 10 раз меньше реальной). 

Эти операции можно предупредить, если взять контроль за совершением платежей в системе «клиент-банк» или «интернет-банк». В этом случае любой платеж, который формирует бухгалтер, руководитель должен подписывать. Однако чаще всего он этого не делают, так как доверяет бухгалтеру.

В случае, если в кассу организации поступают значительные суммы денег из разных торговых объектов, бухгалтер их отражает в учете с «дисконтом». Например, в кассу поступило 25 000 — бухгалтер отдает в банк 22 000. В бухгалтерском учете отражена выручка в размере 22 000. Такое нарушение можно выявить, если сопоставить информацию из книги кассира-операциониста с данными о том, сколько денег поступило в банк. В скором времени такие действия будет невозможно совершить, т.к. ИМНС будет мониторить размер наличной выручки с помощью таких устройств, как СКНО (система контроля кассового оборудования).

Источник: probusiness.by

 

Владимир Несмашный, юрист, аналитик, основатель и руководитель группы бизнес-консультантов Alliance Group, владелец портала www.jurgroup.com

Несмашный

 Парацельс: "Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза"

Практика разбора некоторого количества ситуаций привела меня к тому, что пора начинать систематизировать те способы отъема заработанных бизнесом денег, которые применяет государство для пополнения казны, установления и квалификации правонарушений, которые стали применяться в Беларуси последние пару лет. 

Я не буду советовать, как избежать неприятностей или во что трансформировать потенциально опасную схему работы, так как каждый случай а) уникален, б) требует детального изучения, в) моя цель – показать общие тенденции «криминализации» схем ведения бизнеса.

Сразу оговорюсь, что работа по всем описываемым схемам строится на принципах изначального ненарушения закона, использования его регламентированных возможностей и соответствующего документального оформления. Виновность и квалификация «нарушений» определяются исключительно путем доказывания наличия умысла. А доказать, что у тебя такого умысла не было, - очень трудно.

Описанные ниже претензии белорусских правоохранителей к схемам работы бизнесменов указаны в том виде и по тем основаниям, которые фигурировали в возбужденных уголовных делах. 


Схема № 1: ИП вместо штатного работника

Описание: схема уже достаточно известная своей потенциальной опасностью. Организация на общей системе налогообложения нанимает людей для работы, заключая с ними договоры как с индивидуальными предпринимателями, а не как со штатными работниками.

Основные объективные плюсы для организации:
- оплата труда каждого нанятого лица максимально гибкая и может варьироваться как угодно: от нуля до любой суммы;
- выплата вознаграждения нанятому ИП возможна в любое время, а не только по графику выплаты заработной платы, в том числе возможны авансовые платежи любого размера за произвольно обозримый период наперед;
- вознаграждение нанятого ИП не только полностью относится на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, но и позволяет гибко регулировать уровень затрат как путем установления «нужного» размера вознаграждения, так и оформлением актов оказания услуг, независимо от платежей в те периоды, когда это удобно организации;
- отсутствие платежей по налогам и по социальному страхованию за работника, которые он платит сам и в меньшем объеме, чем наниматель за штатного работника;
- возможность в любой момент расторгнуть взаимоотношения с нанятым человеком, качество работы которого не устраивает компанию. 

Что инкриминируется: с позиции правоохранительных органов, системное избрание данного метода работы свидетельствует об уклонении от уплаты налогов.

Суть претензий: если бы предприниматели, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, были приняты на работу в штат, то за них бы платился подоходный налог по ставке 13%, взносы в ФСЗН - 35%. Поскольку избрание форм «найма» с предпринимателем, по мнению органов, делается намеренно с целью сокращения налоговых выплат, то все суммы, отнесенные при этом на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, подлежат снятию с затрат с доначислением налога на прибыль в сумме 18% от фактически уплаченных предпринимателям сумм.

Особенность: сумма уплаченного предпринимателями налога при УСН (5% или 3%+НДС) и взносов в ФСЗН (35% от МЗП) не учитывается при исчислении налога, от уплаты которых уклонилась организация в лице ее должностных лиц.

Один из вариантов квалификации: сумма прибыли, от уплаты налога с которой уклонился субъект, рассчитывается как разница между суммой, фактически выплаченной предпринимателям, и суммой, уплачиваемой в таких же случаях штатным работникам.

Способы доказывания: поскольку на «подневольных» ИП и работников оказать моральное давление гораздо проще, то часто достаточно признания одного или нескольких из них, что «зарегистрироваться предпринимателем мне сказал директор, чтобы платить меньше налогов», при этом ИП «ходит на работу» к заказчику с 9 до 18, у него есть рабочее место, обеденный перерыв, часто даже «отпуск». И самое главное: он воспринимает себя именно как наемного работника, а «наниматель» чаще всего – его единственный контрагент и источник дохода от предпринимательской деятельности. 

Яд или лекарство, согласно Парацельсу: если у вас один «наемный» ИП, то шанс доказать уклонение от уплаты налогов стремится к нулю, а чем большее количество работников вы сделаете предпринимателями – тем проще будет доказать объективное. 

Схема № 2: свой нерезидент для импорта

Описание: часто люди, бизнесом которых является импорт с последующей продажей товаров на внутреннем рынке, обзаводятся «карманным» нерезидентом: регистрируют в недалеком зарубежье юридическое лицо, выполняющее функции посредника между изначальным поставщиком товара и белорусским импортером. 

Основные объективные плюсы использования «своего» нерезидента-посредника:
- как субъект «дружественной» страны он имеет определенное преимущество при контактах с нерезидентом-поставщиком. Например, производителю-поставщику из Германии или Великобритании гораздо спокойнее и удобнее работать с контрагентом из Польши или Литвы, так как оба находятся в еврозоне, что упрощает и проведение расчетных операций, и перемещение товаров по территории государств;
- может выступать «перевалочной базой» для приобретаемых от поставщика товаров, в том числе с возможностью размещения товаров на складе в непосредственной близости к белорусским границам;
- выполняет функции «финансовой прокладки» при отгрузке товара поставщиком только на условиях предоплаты: посредник использует собственные либо заемные оборотные средства на оплату приобретаемого товара, после чего товар от имени посредника отгружается белорусскому импортеру, который, в свою очередь, оплачивает товар посреднику по факту поставки или с отсрочкой;
- позволяет совершать контролируемую отгрузку товаров белорусскому импортеру с поступлением их на территорию страны импортера в нужные периоды или даты. Это делается с целью а) планирования и бюджетирования мероприятий по таможенной очистке товара и складской логистике, б) преодоления временных ограничений белорусского законодательства на поступление товара по импорту не позднее 60 дней с момента проведения частичной или поной предоплаты. Например, товар от польской организации приобретается в Китае, поступает в польский порт через 100 дней после проведения платежа китайскому поставщику от польского посредника. Далее белорусский импортер делает польскому контрагенту предоплату и оперативно получает свой товар уже из Польши в условиях, когда срок поступления товара исчисляется с момента проведения оплаты посреднику, а не поставщику;
- позволяет часть дохода от продажи товаров оставить на иностранной территории за счет маржи «своего» посредника при перепродаже товаров. Данный вариант может быть выгоден как при более низких ставках налога на прибыль в иностранном государстве либо при использовании специальных режимов налогообложения, так и при более лояльном, нежели в Беларуси, порядке формирования затрат для уменьшения прибыли «своего» нерезидента с получением денежных средств управляющими или должностными лицами посредника.

Что инкриминируется
: применение данной схемы, по мнению правоохранительных органов, является уклонением от уплаты налогов.

Суть претензий: поскольку посредник обычно «накручивает» маржу (как минимум – для покрытия расходов по товарным и расчетным операциям, как максимум – оставляя у нерезидента основную часть прибыли от продаж), то разница между стоимостью, по которой товар приобретен у поставщика, и стоимостью, по которой товар поставлен белорусскому импортеру, является расходами, «незаконно» включенными в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Сумма налога, от уплаты которой «уклонился» импортер, рассчитывается как 18% от маржи посредника-нерезидента, которая устанавливается расчетным методом либо на основании документов, изъятых в ходе проверки либо оперативных мероприятий. При установлении фактов получения белорусскими гражданами доходов от нерезидента-посредника к сумме ущерба добавляется неуплаченный подоходный налог.

Особенность: если при создании (покупке долей, акций) организации-нерезидента белорусские учредители не получали разрешения Национального банка на проведение операций, связанных с движением капитала, к уголовному делу прибавляется административное правонарушение – проведение незаконных валютных операций.

"Довесок": «довеском» может стать наличие у белорусских учредителей и должностных лиц нерезидента счетов в иностранных банках, куда выводится прибыль или доход от нерезидента.

Способы доказывания:
в подавляющем количестве случаев в качестве учредителей и/или руководителей «своего» иностранного юридического лица выступают учредители или должностные лица белорусского импортера либо их близкие родственники. При этом на территории Беларуси - и часто в офисе импортера - обнаруживаются печати, штампы, фирменные бланки, организационно-распорядительная документация нерезидента, учредительные документы, доверенности. Данные доказательства подтверждают а) подконтрольность иностранного субъекта хозяйствования, б) то, что он был создан намеренно и в основном для исполнения указанных выше функций в интересах конкретного круга лиц, в) использование нерезидента для произвольного изменения затратной части белорусского импортера при исчислении налога на прибыль.

При рассмотрении вопроса о причинении государству вреда вследствие уклонения от уплаты налогов в расчет не принимается увеличение сумм ввозных таможенных пошлин и НДС за счет увеличения ввозной стоимости товара при применении маржи посредником. Если на ввоз товаров при этом законодательством предоставлены льготы по уплате пошлин и/или НДС, то это усугубляет ситуацию и логически усиливает позицию государственного обвинения. 

Схема 3: свой нерезидент для экспорта

Описание: схема работы очень похожа на вышеприведенную № 2, только наоборот: белорусский бизнесмен специализируется на экспорте, а свой «нерезидент» создается для вывоза товаров с территории Республики Беларусь за рубеж. 

Основные объективные плюсы использования «своего» нерезидента-посредника:
- наличие подконтрольного нерезидента, выступающего в качестве покупателя товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь на экспорт, что не позволяет формально обвинить белорусского производителя-поставщика в отпуске товаров за белорусские рубли посреднику, который осуществляет последующий вывоз за валюту;
- полный контроль вывоза товаров, переадресовки груза из Беларуси в третью страну при необходимости;
- контроль оплаты товара поставщику, в том числе с использованием различных валют в зависимости от потребностей конкретного момента;
- накапливание дохода от перепродажи товара в стране «своего» нерезидента с более выгодным, чем в Беларуси, налогообложением, в том числе с использованием специальных налоговых режимов.

Что инкриминируется: как и в вышеописанной схеме № 2, проверяется факт получения разрешения Нацбанка белорусскими учредителями нерезидента при его организации или приобретении долей (акций). Также контролируется наличие открытых на имя белорусских граждан счетов в иностранных банках, куда зачисляется заработная плата или иной доход от «эксплуатации» компании-нерезидента. Такие счета чаще всего «светятся» при использовании гражданами карточек иностранных банков или при проведении оплаты с иностранных счетов иными способами, позволяющими установить реквизиты плательщика.

Суть претензий: самым весомым обвинением становится опять же уклонение от уплаты налогов, причем в этот раз в довольно неожиданном ракурсе - в форме уклонения от осуществления функций постоянного представительства. Если в ходе проверки или оперативных мероприятий, будет установлено, что иностранная организация управляется полностью или частично с территории Республики Беларусь, в том числе, если здесь основное время находится ее руководитель, полномочный представитель, имеется доступ к бухгалтерскому учету и банковскому счету нерезидента, имеются бланки, организационно-распорядительная документация и учредительные документы, то краеугольным камнем обвинения становится осуществление иностранной организацией деятельности через постоянное представительство на территории Беларуси (п. 1.1. ст. 139 НК РБ) без его регистрации в установленном порядке. Далее расчет сумм налога, сокрытого от уплаты, производится в зависимости от того, как именно осуществлялась деятельность на территории Республики Беларусь, в соответствии с нормами налогового законодательства. 

Способы доказывания: доказывание осуществления функций постоянного представительства производится по обнаруженным документам, свидетельствующим об учреждении или приобретении нерезидента, управлении им, составлении документов от его имени, о наличии полномочий белорусского представителя, а также свидетельствующих о получении дохода белорусскими учредителями или должностными лицами нерезидента. Также в основу доказывания могут лечь показания представителей организаций, у которых производилась закупка товаров для вывоза, которые часто указывают на конкретных лиц, которые представляли интересы иностранной организации, вели переговоры, заключали договоры и подписывали товаросопроводительные документы. 

Выводы из вышеприведенных схем в определенной степени неутешительны: часто внешне совершенно законная операция может быть подана под переворачивающим с ног на голову «соусом» умысла на уклонения от уплаты налогов или неисполнения иных обязанностей, установленных законодательством. Поскольку приведенные схемы не единичны, то в первую очередь показаны общие для них нюансы, главные моменты правовой квалификации и основные направления логики правоохранительных органов. В каждом конкретном случае существуют свои подробности, нюансы и моменты, влияющие на ситуацию в целом, равно как и поиск выхода или работающей системы – это точечный разбор конкретного случая с выработкой принципиальных решений для обеспечения безопасности бизнеса.

Несмашный Владимир
+375(29)632-59-78

Несмашный-2

В рамках совместного проекта  с белорусским порталом TUT.BY "Закон по полкам" каждую неделю Владимир Несмашный дает основательные ответы на вопросы пользователей, связанных с малым бизнесом. Взносы в ФСЗН, налоги, ценообразование и многое другое - все, что вы должны знать, но в чем непросто разобраться.

 

Предприятия в Беларуси получат право продавать долги специальным финансовым организациям. Министр финансов Владимир Амарин  представил главе государства проект указа "Об отдельных вопросах финансирования коммерческих организаций под уступку прав (требований)" - документ, направленный на совершенствование условий для развития финансового рынка.

Договор уступки права

"С принятием данного указа будет внедряться новая схема финансирования. Ее суть в том, что банки и предприятия смогут продать свою дебиторскую задолженность в установленном порядке, чтобы получить деньги для финансирования своих потребностей - кредитования экономики, модернизации предприятий", - рассказал журналистам Владимир Амарин по итогам совещания у Президента Беларуси Александра Лукашенко о совершенствовании правового регулирования в отдельных сферах экономической деятельности.

Такая схема финансирования основана на уступке прав (требований) с последующей эмиссией облигаций. Новыми элементами рынка станут специальные финансовые организации, исключительной деятельностью которых станет проведение секьюритизации, а также специализированные депозитарии, которые будут обеспечивать учет и хранение соответствующих активов.

"В мировой практике такая схема финансирования получила название "секьюритизация". Она широко применяется во всем мире, объемы таких сделок достигают $1,5 трлн в год. Мы также сможем применять эту схему на нашем финансовом рынке, чтобы те накопленные объемы задолженностей можно было трансформировать в реальные, "живые" средства, - отметил министр. - У кого есть задолженность, он сможет ее продать специальной финансовой организации, у которой есть деньги, либо она выпускает, эмитирует облигации. Потом уже с должником специальная финансовая организация через специализированный депозитарий урегулирует вопросы погашения задолженности и исполнения обязательств по выпущенным облигациям".

В секьюритизации смогут участвовать различные юридические лица: банки, предприятия, лизинговые компании, микрофинансовые организации и другие. При этом объектами секьюритизации - финансовыми активами - могут стать разные виды задолженности, в том числе кредиты, займы, платежи по договорам лизинга, иным видам дебиторской задолженности.

Источник: www.belta.by

 
Еще статьи...
USD USD
1,925 0,0
EUR EUR
2,154 0,0
RUB RUB
3,267 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика