Будьте в курсе!
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Будьте в курсе

Вести бизнес в Беларуси - как сидеть на пороховой бочке. Так было 20, 10 лет назад. И точно так же бизнесмены чувствуют себя и сегодня. Почему так происходит? Как создать благоприятный климат в стране?

Сацук о КныровичеДекреты и указы президента о либерализации условий ведения бизнеса очень важны для Беларуси. Они, как красивая обертка товара, привлекают в страну все новых и новых инвесторов. Но кроме яркой обертки нужно еще и подходящее содержимое, иначе разочарование инвесторов может дорого стоить стране. И вот тут у Беларуси как раз наблюдаются серьезные проблемы. Речь идет не только о реальном исполнении принципов свободной конкуренции, которые постоянно декларируются белорусскими властями, но и о действующей в Беларуси правоприменительной практике, не дающей бизнесу никаких гарантий относительно его будущего.

Ярких уголовных и не только прецедентов, характеризующих инвестиционный климат в Беларуси, за последние годы собралось столько, что они портят все впечатление от красочной упаковки.

Вот, например, как бизнес реагирует на дело Кныровича. Свое мнение "Ежедневнику" высказал самый обычный сторонний наблюдатель, который до этого о существовании Кныровича даже не подозревал. А делом заинтересовался лишь потому, что у него бизнес выстроен точно по такой же схеме, которая до последнего времени не вызывала никаких нареканий.

"До того, как прочитал о подробностях дела Кныровича, считал себя патриотом. Всегда принципиально платил все налоги", - представился бизнесмен и тут же признался, что после ознакомления с делом Кныровича пребывает в страхе, что завтра придут за нимПоэтому сейчас бизнесмен очень серьезно подумывает над тем, чтобы продать бизнес и уехать за границу. Например, сейчас Кныровича судят за то, что согласился платить взятки за возврат невозвращаемой иным образом дебиторки. "Сначала тебя упрашивают что-то поставить для спасения какого-нибудь госпредприятия, потом не платят в силу увольнения просивших или других причин, и откат становится единственной возможностью вернуть дебиторку - это стандартная ситуация у нас в стране. Судебные механизмы у нас не работают. Бизнес - бесправен", - констатирует бизнесмен. Кныровича обвиняют и в том, что он поставлял в Россию продукцию через свою российскую фирму, чем уменьшил налогооблагаемую базу в Беларуси. "Ситуация, в которую попал Кнырович - это ситуация каждого первого ориентированного на экспорт в Россию бизнеса в нашей стране. Каждого! То есть - для того, чтобы организовать экспорт в Россию, открытие в России фирмы, которая будет выполнять всю процедуру внешнеэкономической деятельности (оплачивать входной НДС и дальше продавать на внутреннем российском рынке), обязательно. А вот склады иметь не только не обязательно, а даже наоборот - лишние расходы. Конкретно в моем бизнесе структура клиентов выглядит следующим образом. Примерно 70% - это конечные потребители, которые не хотят заниматься напряженной и непонятной для них внешнеэкономической деятельностью, и, следовательно, закупают только внутри России путем объявления тендерных торгов или без них. Они, в основном, надежны, берут с отсрочками, по хорошим ценам и платят в срок или почти в срок. Это основной массив клиентов. И основная задача наших продажников - приобретение именно таких клиентов. Примерно 20% - местные посредники. Берут по дешевым ценам по предоплате. Готовы закупать и у белорусской фирмы. Но здесь уже у нас возникает недоверие к ним по поводу возможной неоплаты НДС в России и последующего неполучения «нулевой ставки» нами. Прецеденты были. Поэтому лучший вариант, если уже необходимо им продать, - все равно продавать им через свою российскую структуру. Примерно 10% - проверенные старые клиенты, которых мы сами же научили заниматься внешнеэкономической деятельностью, к которым полное доверие и которым можно отгружать не глядя. Они и НДС оплатят, и не просрочат. Можно отгружать от белорусской фирмы. Иными словами, без российской фирмы 90% клиентов будет утеряно. Хочешь продавать продукцию в Россию - открывай фирму там, чтобы соответствовать требованиям рынка. Причем фирма будет только оформлять документы. А вот физическая отгрузка будет идти напрямую. От склада в Беларуси - на склад клиента. Чтобы не увеличивать себестоимость и тем самым не ухудшать свою конкурентоспособность. А вот прибыль оставлять на российской стороне не выгодно. Если даже не учитывать традиционный налоговый патриотизм белорусского бизнеса, в Беларуси налоговый пресс меньше, чем в России. Поэтому я не верю, что Кнырович там оставлял больше, чем необходимо для обслуживания данного инструмента. Это попросту невыгодно. Поэтому ситуация с работой белорусского производителя на Россию через собственную российскую фирму стандартна и выгодна всем, включая государство, рабочий коллектив и владельцев. Это - факт", - констатирует бизнесмен и дальше делает вполне определенный вывод: "Если Кнырович будет осужден - для меня это знак. Это значит - завтра придут ко мне. Объявят все незаконным. Все заберут. Посадят. Уже традиционно по-белорусски (моя хата с краю) отсидеться просто не получится. Значит - закрываться, распродаваться, людей на улицу, сам - за границу? Для страны это удар по инвестиционному климату".

Понятно, что бизнес не понимает таких действий белорусских властей. При этом, разбирая ситуацию по косточкам, никто даже не вспоминает про декреты и указы президента, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата. Они сами по себе, а правоприменительная практика - сама по себе.

К сожалению, таких примеров в Беларуси очень много. Кто сможет откупиться, тот платит деньги, выходит на свободу и навсегда уезжает из Беларуси, даже если бизнес остается здесь. Но большинство таких бизнесменов сворачивают всю активность на территории нашей страны. Вот опять КГБ доложило, что в ходе расследования крупнейшего коррупционного скандала в Беларуси возмещено в бюджет более 15 млн долларов. Около 90% этой суммы - это откупные бизнесменов, которых просто поставили в такие условия, когда нужно платить чиновнику, чтобы работать на рынке. Иначе никак. Заплати, чтобы попасть на тендер. Заплати, чтобы тебе заплатили за поставленную продукцию. А потом еще заплати, чтобы выйти на свободу.

И все потому, что ни у бизнеса, ни даже у простого человека нет никакой защиты в стране, которая в первую очередь строится на независимой судебной системе. На системе, которая по определению не может быть вовлечена ни в какие политические процессы и тем более в различные госпрограммы и властные инициативы.

А о какой судебной системе можно говорить в Беларуси, если бизнес через нее даже не может дебиторку взыскать с госпредприятия? Да, судебного решения еще добиться можно, а вот исполнить его - это уже вряд ли. Поэтому без независимых судов, выступающих во всем мире главным инструментом защиты интересов бизнеса, в том числе и от необоснованного уголовного преследования, в стране просто невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. Тут никакие указы и декреты президента не помогут. Ведь в них об этой системе ни слова, ни даже намека.

Источник: www.ej.by

 

Белстат попросил организации, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, оценить факторы, препятствующие инновациям в Беларуси в течение последних трех лет. На основе этих данных Thinktanks.by составил Топ-10 барьеров, мешающих инновациям в Беларуси.

Барьеры для инновацийГлавным фактором, являющимся помехой для инноваций, представители белорусских предприятий назвали недостаток собственных денежных средств. Его выделили на 687 предприятиях. На втором месте в оценках представителей белорусской промышленности оказалась высокая стоимость нововведений. Об этом сообщили на 506 предприятиях. Третьим по популярности ответом оказался «высокий экономический риск». Его в качестве барьера инновациям назвали в 369 организациях. Длительные сроки окупаемости нововведений сочли в качестве препятствия в 333 предприятиях. На пятом месте оказалась не экономическая, а производственная причина. 258 опрошенных назвали основным фактором, препятствующим инновациям, низкий инновационный потенциал организацииШестое и седьмое места в рейтинге вновь заняли экономические помехи - низкий платежеспособный спрос на новые продукты (247) и недостаток финансовой поддержки со стороны государства (244). Восьмую строчку по популярности занял ответ «недостаток квалифицированного персонала». Этот недостаток назвали барьером 160 представители предприятий. Еще 143 человека, дававших оценки, не стали искать внутренние причины, а назвали внешнюю проблему -  неразвитость рынка технологий. Она оказалась на девятой позиции. Замкнула Топ-10 барьеров для инноваций в промышленности  «неопределенность сроков инновационного процесса». Об этой помехе заявили на 132 белорусских предприятиях.

 

На очередном заседании Межведомственной рабочей группы, готовящей предложения о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс), пересматривался порядок исчисления и уплаты имущественных налогов. Стоит ли говорить, в части налогообложения налогом на недвижимость (гл. 17 Налогового кодекса) и земельным налогом (гл. 18 Налогового кодекса) наиболее принципиальными вопросами в давнишнем споре между государством и бизнесом являются установленное законодательством право местных Советов депутатов увеличивать ставки налогов до 2,5 раза и повышающие коэффициенты для неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Безусловно, бизнес волнуют и иные вопросы, но именно в отношении этих норм эксперты наиболее активно и категорично высказывали свои мнения.

Налоги на имуществоОткрывая работу заседания, заместитель Министра финансов, руководитель Межведомственной рабочей группы Дмитрий Кийко сообщил о том, что возможность снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам была обсуждена с местными Советами депутатов и исполкомами, а также заинтересованными министерствами и концернами… Радикальные изменения не поддержал ни один из регионов и представляющих их органов местного управления.

Для оценки одного из предложений Минфин попросил местные Советы депутатов проанализировать возможность снижения повышающего коэффициента до 2 с введением дифференциации по видам экономической деятельности и установлением случаев, в которых повышающие коэффициенты не применялись бы. Предложение было единогласно не поддержано местными Советами депутатов. Одним из доводов стала невозможность, по мнению местных Советов депутатов, установить закрытый перечень случаев неприменения повышающих коэффициентов. Как итог, предложение не согласовано.

Очередной вариант корректировки норм заключался в отмене повышающих коэффициентов по имущественным налогам либо в ограничении их размера значением до «1,5» с одновременным определением возможных источников компенсации выпадающих доходов в виде повышения ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию (к слову, последнюю часть предложения, со своей стороны не поддержали концерн «Белгоспищепром» и Министерство антимонопольного регулирования и торговли). В рамках варианта рассматривались три подварианта, в соответствии с которыми повышающие коэффициенты снижались бы на разное значение (например, до 2 и до 1,5) и, соответственно, требовались бы разные по величине суммы компенсации выпадающих доходов и рост ставок акцизов. Так, в случае полной отмены повышающих коэффициентов по имущественным налогам, рост ставок акцизов составил бы по алкогольной продукции 105 %, по табачной – 205 %. В подавляющем большинстве местные органы власти выразили желание сохранить установленный в настоящее время порядок налогообложения.

Что касается отмены права применять повышающие коэффициенты при налогообложении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества… Данное предложение было одобрено только брестским регионом, еще ряд исполкомов предложил компромиссный, на их взгляд, вариант, при котором соответствующие коэффициенты были бы снижены – до значения «5». Большинство же, как и в предыдущих случаях, высказалось за сохранение действующего порядка.

Еще один вопрос, с которым обратился Минфин к органам управления местного уровня, заключался в отмене (в условиях наличия установленной законодательством административной ответственности) практики применения к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов при налогообложении участков, самовольно занятых, а также используемых не по целевому назначению. Данное предложение нашло поддержку в гомельском, могилевском и минском регионах, а также в самой столице. В то же время ряд регионов опять-таки настаивает на сохранении нынешнего порядка.

С учетом результатов проработки вопросов Минфин сформировал собственную позицию. И в проект Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2019 г. предложен вариант, в соответствии с которым за местными Советами депутатов предлагается сохранить право устанавливать повышающие коэффициенты при применении ставок имущественных налогов, но значение этих коэффициентов должно быть снижено до «2». При этом Минфин готов работать с администрациями для достижения сбалансированности местных бюджетов.

Одновременно, как ожидается, появится налоговая льгота в отношении вновь вводимых основных средств (по налогу на недвижимость), а также земельных участков, которые они занимают (по земельному налогу). Конкретные условия применения этой льготы, как показала состоявшаяся дискуссия, еще предстоит обсудить, но уже сейчас ясно, что предоставляться она будет дифференцированно: самый маленький коэффициент будет применяться на раннем этапе ввода недвижимости, а в дальнейшем, на стадии становления вновь организованного предприятия, он несколько подрастет, но сохранит свой понижающий характер.

Необходимость снижения налоговой нагрузки по имущественным налогам поддержал Сергей Варивода, заместитель председателя республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», председатель совета директоров группы компаний «Интеллект». 

Леонид Фридкин, заместитель директора по финансам открытого акционерного общества «Пуховичский КХП», предложил рассмотреть возможность применения «стимулирующих коэффициентов» при уплате имущественных налогов до достижения предприятием самоокупаемости проекта.

К результатам научных исследований апеллировала Жанна Тарасевич, член Совета по развитию предпринимательства, сопредседатель правления – директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского. Как она рассказала, буквально недавно Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси было проведено исследование «Совершенствование налоговой политики в Беларуси». В качестве антикризисной меры в работе предлагается отменить право применения местными Советами депутатов повышающих коэффициентов «2,5» к ставкам имущественных налогов. Пересмотреть предлагается и порядок применения повышающих коэффициентов, применяемых в случаях неиспользования (неэффективного использования) имущества.

Правда, как прокомментировал данное предложение Дмитрий Кийко, наука пока ничего не предлагает в части компенсации выпадающих доходов бюджета, а также не приводит перспективного анализа, который бы показал, как, к примеру, в результате применения стимулирующих мер, выросла бы занятость в стране и позитивно изменились иные экономические показатели.

Вместе с тем, руководитель Межведомственной рабочей группы согласился с тем, что для рассмотрения в Правительстве могут быть вынесены два предложения о снижении повышающих коэффициентов при применении ставок имущественных налогов: одно со значением «2» как позиция Минфина, второе – со значением «1,5» как консолидированная позиция представителей бизнеса.

Впрочем, не все эксперты рабочей группы согласились с необходимостью корректировки повышающих коэффициентов. Взамен этого, как считает Валерий Бороденя, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам, можно было бы обязать местные администрации обосновывать применение того или иного повышающего коэффициента в конкретных случаях.

Представители бизнеса в ходе заседания высказали также некоторые иные предложения. В частности, было заявлено о необходимости синхронизировать со снижением налоговой нагрузки по имущественным налогам шаги по изменению порядка установления в регионах арендной платы. Еще одно предложение предполагало неприменение повышающих коэффициентов к ставкам имущественных налогов в случаях реализации проектов с участием иностранных инвестиций.

Прежде чем окончательно сформулировать предложения по изменению положений кодекса в части налогообложения имущественными налогами, эксперты Межведомственной рабочей группы продолжат обсуждение важных вопросов на ее ближайшем заседании.

Источник: http://nalog.gov.by

 

Калькуляция

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 433 утверждено Положение о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги.

На жилищный фонд действие данного Положения не распространяется.

В соответствии с документом, определение возмещаемой арендатором (ссудополучателем) части расходов арендодателя (ссудодателя) осуществляется по:

  • горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, техобслуживанию лифта, санитарному содержанию – пропорционально доле работников арендатора (ссудополучателя), иных физлиц, работающих в сданном в аренду (переданном в безвозмездное пользование) объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом, в общем количестве физлиц, работающих в объекте недвижимого имущества либо пользующихся таким имуществом;
  • теплоснабжению – пропорционально доле площади отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади отапливаемого недвижимого имущества, а в случае различной высоты недвижимого имущества – пропорционально доле объема отапливаемого арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общем объеме отапливаемого недвижимого имущества;
  • электроснабжению – пропорционально доле мощности и продолжительности работы электроприемников арендатора (ссудополучателя) в общей мощности и продолжительности работы электроприемников в объекте недвижимого имущества;
  • газоснабжению – по показаниям приборов учета расхода газа, установленных у арендатора (ссудополучателя);
  • обращению с твердыми коммунальными отходами – пропорционально доле площади арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
  • прочим расходам арендодателя (ссудодателя), не указанным в абзацах втором – шестом настоящей части, связанным с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, − пропорционально доле площади арендуемого (находящегося в безвозмездном пользовании) недвижимого имущества в общей площади недвижимого имущества без учета площади мест общего пользования, если иное не установлено соглашением сторон.

Порядок, сроки и размеры возмещения расходов арендодателя (ссудодателя) определяются сторонами согласно Положению при заключении договоров аренды (безвозмездного пользования) и отражаются в таких договорах либо в отдельно заключенных договорах на возмещение расходов. Размер суммы возмещения расходов арендодателя (ссудодателя) должен быть подтвержден расчетами и (или) калькуляциями, составляемыми арендодателем (ссудодателем).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 2009 г. № 683 «Об утверждении Положения о порядке возмещения организациями расходов по обслуживанию зданий, сооружений и помещений, переданных им бюджетными организациями в безвозмездное пользование или аренду» признано утратившим силу.

Полномочия по разъяснению вопросов применения Положения возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Документ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь 

 
Дайджест изменений в законодательстве
Минск расширяется – границы меняются
 
Указом Президента Республики Беларусь изменены границы города Минска и Смолевичского района.
Речь идет о земельных участках республиканского унитарного предприятия “Национальный аэропорт Минск» общей площадью 147,51 га и земельных участках, расположенных в Смолевичском районе и принадлежащих государственному лесохозяйственному учреждению «Смолевичский лесхоз» общей площадью 10,93 га. Теперь эти земельные участки включены в территорию Октябрьского района Минска.
Действует данный нормативный акт с 26 мая 2018 года.
Ссылка на законодательные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 194 «Об изменении границ административно-территориальных (территориальных) единиц».
         
Допинг в спорте? Конечно же нет! В майском Указе на это ответ
 
В мае увидел свет Указ Президента, касающийся допинга в спорте. Целью нормативного акта является предотвращение употребления допинга в спорте. Для осуществления данной цели Министерство спорта и туризма по согласованию с Министерством здравоохранения должно будет утвердить Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов.
Этот перечень будет включать в себя вещества и методы, которые способны улучшать спортивные результаты, но при этом представляют риск для здоровья спортсмена, а также маскирующие такие вещества и методы.
При формировании перечня обязательно будет учитываться список запрещенных субстанций и методов Всемирного антидопингового агентства. Также будут приняты во внимание предложения учреждения «Национальное антидопинговое агентство».
Решение о спортивной дисквалификации за допинг является строго обязательным к исполнению. Оно направляется учреждением «Национальное антидопинговое агентство» организациям физкультуры и спорта. Следует отметить, что спортивная дисквалификация за допинг спортсменов и работников организаций физической культуры и спорта является основанием для расторжения с указанными лицами трудовых договоров. Это предусмотрено статьей 31411 Трудового Кодекса Республики Беларусь.
Основные положения Указа вступят в силу 27 ноября 2018 года.
Ссылка на законодательные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 201 «О противодействии допингу в спорте».
         
Ценные бумаги хочешь продавать? Согласие Нацбанка надо получать
 
20 мая 2018 года вступило в силу Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, которым утверждена Инструкция о порядке выдачи банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами.
В соответствии с принятым нормативным актом, согласие Нацбанка необходимо при осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями следующих видов работ и услуг: 
  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;
  • клиринговая деятельность;
  • депозитарная деятельность;
  • деятельность по организации торговли ценными бумагами.
Чтобы получить согласие, нужно предоставить в Национальный банк следующие документы ходатайство о получении согласия по специальной форме и документы, подтверждающие возможность осуществления вида профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, на который испрашивается согласие, в том числе копии квалификационных аттестатов специалиста рынка ценных бумаг, выданных работникам банка в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, с указанием лиц, уполномоченных от имени банка заключать договоры по операциям с ценными бумагами; копию утвержденного в установленном банком порядке документа, регламентирующего осуществление работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, на которую запрашивается согласие.
 
Национальный банк принимает решение о выдаче согласия либо об отказе в течение 30 календарных дней со дня подачи документов. В случае отказа в выдаче согласия можно после устранения оснований для отказа повторно представить документы для получения согласия.
Ссылка на законодательные акты: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27.04.2018 № 195 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами».          
 
Просто и быстро, известно давно – удобная служба «одно окно»
 
В мае  появилось Положение о порядке создания и деятельности службы «одно окно», утверждённое Указом Президента и предусматривающее создание службы «одно окно» в городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетах, администрациях районов в городах на основании решения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
Такая служба может создаваться и в иных местных исполнительных и распорядительных органах, если в этом есть необходимость. Служба представляет собой форму организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, а также их структурных подразделений, осуществляющих на территории определенной административно-территориальной единицы государственно-властные полномочия.
Заинтересованные лица могут обратиться в службу «одно окно» ежедневно по рабочим дням. При этом прием должен начинаться не позднее 8 часов утра, а заканчиваться не раньше 8 часов вечера. Не допускается направление заинтересованных лиц для получения консультаций в уполномоченные органы при их обращении в службу «одно окно». С учетом количества и специфики обращений прием может быть также организован в субботу и воскресенье.
Ссылка на законодательные акты: Указ Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 № 202 «О службе «одно окно».     
 
Еще статьи...
USD USD
1,998 0,0
EUR EUR
2,327 0,0
RUB RUB
3,148 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика