Чего ждать от Указа №229?
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Будьте в курсе Чего ждать от Указа №229?

В экономике Беларуси, несмотря на бравые заявления руководства страны, все неуклонно идет к очередному кризису. Средств для поддержания действующей модели явно не хватает, а найти новые становится все сложнее и сложнее. В предыдущие кризисы руководство Беларуси, как правило, снимало некоторые «заслоны» для работы частного сектора, предлагая вместе выправлять ситуацию. Что-то подобное произошло и на этот раз. 20 мая 2013 года был подписан Указ № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов». Правда, этим документом в Беларуси фактически легализовано право на    предпринимательский риск, пусть пока только в сфере инновации (так называемый венчур).

Во всем мире уже давно пришли к пониманию того, что обычные (просчитываемые) проекты редко дают высокую прибыль. К тому же современная официальная наука превратилась в предприятие по освоению ресурсов, из-за чего не любит рисковать. Поэтому бизнес и обратил внимание на таких вот «одержимых», которые считают, что их идея «перевернет мир». Инвестиции в такие проекты (венчур) относительно невелики (даже с учетом того, что успех выпадает хорошо если каждому пятому-десятому), а возможная отдача «с лихвой перекрывает» все затраты

Сумма, конечно, ограничена (125 тыс. долларов США), но и это уже неплохо. Видимо, ситуация в экономике подошла к некоему пределу, если руководство страны готово верить в «чудо» инновации, которая может спасти экономику Беларуси - сложно представить серьезную разработку, стоимостью в 125 тыс. долларов США.

Указом предусмотрено оказание государственной финансовой поддержки в форме грантов и инновационных ваучеров на ранних стадиях реализации инновационных проектов. При этом за финансовой поддержкой при реализации инновационных проектов смогут обращаться граждане Беларуси, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, в случае реализации ими инновационных проектов с участием научно-технологических парков или инкубаторов малого предпринимательства, а также юридические лица – резиденты Беларуси, являющиеся субъектами малого предпринимательства.

Согласно законодательству Беларуси инновационный проект – комплекс работ, направленных на преобразование новшества в инновацию, где:

инновация – введенные в гражданский оборот или используемые для собственных нужд новая или усовершенствованная продукция, новая или усовершенствованная технология, новая услуга, новое организационно-техническое решение производственного, административного, коммерческого или иного характера;

новшество – результат интеллектуальной деятельности (новое знание, техническое или иное решение, экспериментальный или опытный образец и др.), обладающий признаками новизны по сравнению с существующими аналогами для определенного сегмента рынка, практической применимости, способный принести положительный экономический или иной полезный эффект при создании на его основе новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новой услуги, нового организационно-технического решения.

Средства на подготовительный этап (проведение исследований и доработка проекта, 25 тыс. долларов США) и конструкторско-технологический этап (разработка товара и (или) технологии, 100 тыс. долларов США) будут выделяться на безвозмездной основе на срок до одного года (в отдельных случаях – до двух лет). На производственный этап (освоение и подготовка производства) и коммерческий этап (производство и реализация товара) – на возмездной основе под ставку в 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка.

Правом предоставлять финансовую помощь наделены Совет Министров и Государственный комитет по науке и технологиям. Если судить по последним отчетам правительства, то в инновации «зачисляют» все, что раньше не делалось. По такому принципу денег точно не хватит, поэтому все будет зависеть от Госкомитета – как он определит условия конкурса и кого привлечет в качестве экспертов? Не ясно пока, кто из чиновников и какую ответственность будет нести за неудачные проекты? Вопрос не праздный, так как реальная ответственность «отобьет» у них всякое желание рисковать.

Если не рассматривать сумму, которую государство готово выделять на каждый проект, как ограничение на масштаб результата, то условия достаточно комфортные: единственным риском является ответственность в случае нецелевого использования денежных средств

К недостаткам можно отнести требование от претендента о наличии статуса субъекта хозяйствования или сотрудничества с каким-либо научно-технологическим парком или инкубатором малого предпринимательства. То есть претенденту придется как-то оформлять свои отношения с бизнесом. Также, судя по тексту указа, госпредприятия выведены из-под его действия. Поэтому не очень понятно, как будет выглядеть попытка работника госпредприятия реализовать свой инновационный проект.

В указе также четко не прописаны отношения по вопросу собственности в случае успеха проекта (получается, что государство участвует в проекте с самого его начала). Поэтому стоит подождать появления в шестимесячный срок дополнительных документов, которые должны будут определить правила и порядок предоставления государственных средств под инновационные проекты. 

Хочется надеяться, что этот указ поможет хотя бы некоторым реализовать свою мечту. Но, учитывая реалии Беларуси, этот указ скорее всего ждет судьба многих остальных нормативных актов – не получив быструю «отдачу» от документа, власти тихо «спустят» его реализацию «на тормозах» и переключатся на новые более «перспективные» задачи.

Владимир Артюгин, http://management.bel.biz/articles/chego_zhdat_ot_229/?utm_source=Newsletter& 

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Невозможно получить данные
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика