Однажды Общественное объединение "Единство" приняло правильное решение - использовать свой сайт как трибуну "для информирования Вселенной" о проблемах бизнеса. Делай, что должен, и будь, что будет. Имеющий уши, да услышит
В соответствии со статьями 188 и 201-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков.
Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», местные исполнительные комитеты наделены правом увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2,5 раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов.
Уже сама формулировка указанных правовых норм ориентирует органы местного управления и самоуправления на дифференцированный подход к отдельным категориям плательщиков, то есть на применение увеличенных или уменьшенных коэффициентов, в зависимости от каких-то обстоятельств. В действительности же всё абсолютно наоборот: указанные полномочия реализованы для всех категорий с максимально возможными коэффициентами, а коэффициент 1,0 применяется только в виде исключения.
Решением Гомельского областного Совета депутатов от 13.12.2010 № 49 (в редакции решения от 9 января 2015 г. № 53, вступившего в силу 28.01.2015) установлен коэффициент 2,5 к ставкам налога на недвижимость и земельного налога для организаций, имеющих объекты налогообложения указанными налогами на территории Гомельской области, за исключением ряда «льготных» категорий организаций, перечисленных в пункте 2 указанного решения.
Решением Гомельского горисполкома от 26.12.2016 № 1414 размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Гомеля и предоставленные в аренду юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, за исключением всё тех же «льготных» категорий организаций, увеличен в 2,5 раза. Аналогичные решения приняты райисполкомами Гомельской области.
Таким образом, для организаций, имеющих земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в Гомельской области, применяются только максимально увеличенные ставки налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю. То же относится к индивидуальным предпринимателям в части арендных платежей за земельные участки.
Налог на недвижимость и земельный налог
Закон |
Период действия закона |
Диапазон коэффициента по закону |
Решение местного органа |
Период действия решения |
Коэффициент по факту |
Налоговый кодекс Республики Беларусь, ст.ст. 188, 201-1 |
01.01.2010 31.12.2010 |
|
|||
01.01.2011 31.12.2014 |
0,5 - 2,0 |
решение Облсовета от 13.12.2010 №49 |
01.01.2011 31.12.2015 |
2,0 | |
с 01.01.2015
|
0,4 - 2,5 |
решение Облсовета от 09.01.2015 №53 (изм. в решение от 13.12.2010 №49) |
с 01.01.2016 | 2,5 |
Арендная плата за земельные участки
Закон |
Период действия закона |
Диапазан коэффициентов по закону |
Решение местного органа |
Период действия решения |
Коэффициент по факту |
Указ от 07.02.2016 №74 |
01.03.2006 31.12.2009 |
0,5 - 2,0 | |||
Указ от 01.03.2010 №101 |
01.01.2010 31.12.2010 |
||||
Указ от 21.01.2011 №29 (изм. в Указ №101) |
01.01.2011 15.01.2016 |
0,5 - 2,0 |
решение ГИК от 18.02.2011 №190 |
30.03.2011 31.12.2016 |
2,0 |
Указ от 31.12.2015 №538 (изм. в Указ №101) |
16.01.2016 | 0,4 - 2,5 |
решение ГИК от 26.12.2016 №1414 |
01.01.2017 | 2,5 |
Как видно из приведённых таблиц, такая ситуация сложилась с самого начала появления возможности применять повышенный коэффициент. Законом вводится градация коэффициентов, а на практике всегда применяется максимально возможный коэффициент.
Начиная с 2011 года, местные Советы депутатов пользуются своим правом увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога, а горисполкомы – правом увеличивать ставки арендной платы за земельные участки.
Однако, если на момент закрепления за органами местного управления и самоуправления указанных прав наблюдался бурный рост интереса бизнеса к недвижимости и земельным участкам в Беларуси, то сегодняшние экономические реалии прямо противоположны.
Кроме того, ситуация складывается такая, что столь высокие ставки имущественных налогов и арендной платы за землю ставят под непосредственную угрозу выполнение обязательств субъектов хозяйствования по кредитам, на которые приобретена или построена недвижимость, по своевременной выплате заработных плат сотрудникам и систематическим задержкам при оплате других налогов и сборов.
В этой связи полагаем, что в существующих условиях применение максимально возможных повышающих коэффициентов для плательщиков (арендаторов), ведущих свою деятельность добросовестно, является неправильным. В сложившихся экономических условиях такой подход не просто препятствует развитию бизнеса - является для него губительным.
Бизнес-сообщество Гомельской области отдает себе отчет в том, что сложная экономическая ситуация затрагивает не только сферу предпринимательской деятельности. Государственные органы при реализации возложенных на них функций и поставленных перед ними задач также в полной мере испытывают недостаток финансирования. Поэтому важность увеличения доходной части местного бюджета сомнению не подлежит.
Однако в этой связи мы настаиваем на том, что указанная задача может быть достигнута только в случае создания в регионе благоприятной среды для осуществления предпринимательской деятельности. Применение же максимально возможных коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и платежей за земельные участки никак не способствует созданию комфортной бизнес-среды. Напротив, это, в конечном итоге, ведет к сокращению числа налогоплательщиков и способно только навредить государству при реализации его функций.
С учетом изложенного просим рассмотреть:
- вопрос об отмене с 1 января 2018 года повышающего коэффициента = 2,5 к ставкам налога на недвижимость и платежей за земельные участки;
- при этом применение коэффициента = 1,0, установленного по «умолчанию» Налоговым кодексом и актами Президента, должно стать не исключением, а правилом;
- при необходимости облегчить финансовую нагрузку для «льготных» категорий плательщиков, применять понижающие коэффициенты <1,0;
- повышающие коэффициенты >1,0 должны применяться лишь как своего рода штрафные санкции к плательщикам, ведущим свою деятельность в сфере недвижимости и аренды земельных участков с нарушением законодательства или осуществляющим обязательные платежи с нарушениями установленного порядка;
- кроме того, просим ориентировать местные исполкомы на приятие аналогичных решений в части арендной платы за земельные участки.
Применение коэффициента = 1,0 в качестве правила (а не исключения) к ставкам налогов, установленных законодательными актами, приведет к увеличению интереса субъектов хозяйствования к аренде земельных участков, приобретению или строительству недвижимости и дополнительным инвестициям в развитие бизнеса на родной территории. Что, в свою очередь, увеличит налоговую базу других налогов и сборов: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, ФСЗН.
Виталий Филинский от имени Общественного объединия содействия развитию частного предпринимательства "Единство"
О других проблемах бизнеса - с целью "оповещения Вселенной":
- Наболело: Роман Напреев о ситуации в строительстве, проблеме "самостроя" и нахождении альтернативы
- Открытое письмо губернатору, или о чём говорил Дмитрий Лукашков на встрече предпринимателей с председателем Гомельского облисполкома Владимиром Дворником
- Грустный рассказ Вячеслава Люсика о том, что сегодня ждёт предпринимателя, решившего открыть магазин
< Предыдущая | Следующая > |
---|


