Виталий Филинский о практике применения повышающих коэффициентов к налогам на недвижимость и ставкам на аренду земли
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Будьте в курсе Виталий Филинский о практике применения повышающих коэффициентов к налогам на недвижимость и ставкам на аренду земли

Однажды Общественное объединение "Единство" приняло правильное решение - использовать свой сайт как трибуну "для информирования Вселенной" о проблемах бизнеса. Делай, что должен, и будь, что будет. Имеющий уши, да услышит

Филинский о коэфф.-1

В соответствии со статьями 188 и 201-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, Местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в 2,5 раза ставки налога на недвижимость и земельного налога отдельным категориям плательщиков.

Согласно подпункту 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», местные исполнительные комитеты наделены правом увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2,5 раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов.

Уже сама формулировка указанных правовых норм ориентирует органы местного управления и самоуправления на дифференцированный подход к отдельным категориям плательщиков, то есть на применение увеличенных или уменьшенных коэффициентов, в зависимости от каких-то обстоятельств. В действительности же всё абсолютно наоборот: указанные полномочия реализованы для всех категорий с максимально возможными коэффициентами, а коэффициент 1,0 применяется только в виде исключения.

Решением Гомельского областного Совета депутатов от 13.12.2010 № 49 (в редакции решения от 9 января 2015 г. № 53, вступившего в силу 28.01.2015) установлен коэффициент 2,5 к ставкам налога на недвижимость и земельного налога для организаций, имеющих объекты налогообложения указанными налогами на территории Гомельской области, за исключением ряда «льготных» категорий организаций, перечисленных в пункте 2 указанного решения.

Решением Гомельского горисполкома от 26.12.2016 № 1414 размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Гомеля и предоставленные в аренду юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, за исключением всё тех же «льготных» категорий организаций, увеличен в 2,5 раза. Аналогичные решения приняты райисполкомами Гомельской области.

Таким образом, для организаций, имеющих земельные участки и иные объекты недвижимого имущества в Гомельской области, применяются только максимально увеличенные ставки налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю. То же относится к индивидуальным предпринимателям в части арендных платежей за земельные участки. 

Налог на недвижимость и земельный налог

 

Закон

Период

действия

закона       

Диапазон

коэффициента 

по закону

Решение

местного органа     

Период

действия

решения       

Коэффициент 

по факту

Налоговый

кодекс

Республики

Беларусь,

ст.ст. 188, 201-1   

01.01.2010

31.12.2010

 

 

  

01.01.2011

31.12.2014 

0,5 - 2,0

решение Облсовета

от 13.12.2010 №49

01.01.2011

31.12.2015

  2,0

 

с 01.01.2015

 

0,4 - 2,5

решение Облсовета

от 09.01.2015 №53

(изм. в решение

от 13.12.2010 №49)

с 01.01.2016  2,5

 Арендная плата за земельные участки

 

Закон  

Период

действия

закона    

Диапазан

коэффициентов

по закону      

Решение

местного

органа    

Период

действия

решения   

Коэффициент

по факту     

Указ от 07.02.2016 №74  

01.03.2006   

31.12.2009

0,5 - 2,0
Указ от 01.03.2010 №101

01.01.2010

31.12.2010

Указ от 21.01.2011 №29

(изм. в Указ №101)

01.01.2011

15.01.2016

0,5 - 2,0

решение ГИК

от 18.02.2011  

№190

30.03.2011 

31.12.2016

2,0

Указ от 31.12.2015 №538

(изм. в Указ №101)

16.01.2016  0,4 - 2,5

решение ГИК

от 26.12.2016

№1414

01.01.2017   2,5

Как видно из приведённых таблиц, такая ситуация сложилась с самого начала появления возможности применять повышенный коэффициент. Законом вводится градация коэффициентов, а на практике всегда применяется максимально возможный коэффициент. 

Начиная с 2011 года, местные Советы депутатов пользуются своим правом увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога, а горисполкомы – правом увеличивать ставки арендной платы за земельные участки.

Однако, если на момент закрепления за органами местного управления и самоуправления указанных прав наблюдался бурный рост интереса бизнеса к недвижимости и земельным участкам в Беларуси, то сегодняшние экономические реалии прямо противоположны.

Кроме того, ситуация складывается такая, что столь высокие ставки имущественных налогов и арендной платы за землю ставят под непосредственную угрозу выполнение обязательств субъектов хозяйствования по кредитам, на которые приобретена или построена недвижимость, по своевременной выплате заработных плат сотрудникам и систематическим задержкам при оплате других налогов и сборов.

В этой связи полагаем, что в существующих условиях применение максимально возможных повышающих коэффициентов для плательщиков (арендаторов), ведущих свою деятельность добросовестно, является неправильным. В сложившихся экономических условиях такой подход не просто препятствует развитию бизнеса - является для него губительным.

Бизнес-сообщество Гомельской области отдает себе отчет в том, что сложная экономическая ситуация затрагивает не только сферу предпринимательской деятельности. Государственные органы при реализации возложенных на них функций и поставленных перед ними задач также в полной мере испытывают недостаток финансирования. Поэтому важность увеличения доходной части местного бюджета сомнению не подлежит.

Однако в этой связи мы настаиваем на том, что указанная задача может быть достигнута только в случае создания в регионе благоприятной среды для осуществления предприниматель­ской деятельности. Применение же максимально возможных коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и платежей за земельные участки никак не способствует созданию комфортной бизнес-среды. Напротив, это, в конечном итоге, ведет к сокращению числа налогоплательщиков и способно только навредить государству при реализации его функций.

С учетом изложенного просим рассмотреть:

  • вопрос об отмене с 1 января 2018 года повышающего коэффициента = 2,5  к ставкам налога на недвижимость и платежей за земельные участки;
  • при этом применение коэффициента = 1,0, установленного по «умолчанию» Налоговым кодексом и актами Президента, должно стать не исключением, а правилом;
  • при необходимости облегчить финансовую нагрузку для «льготных» категорий плательщиков, применять понижающие коэффициенты <1,0;
  • повышающие коэффициенты >1,0 должны применяться лишь как своего рода штрафные санкции к плательщикам, ведущим свою деятельность в сфере недвижимости и аренды земельных участков с нарушением законодательства или осуществляющим обязательные платежи с нарушениями установленного порядка; 
  • кроме того, просим ориентировать местные исполкомы на приятие аналогичных решений в части арендной платы за земельные участки.

Применение коэффициента = 1,0 в качестве правила (а не исключения) к ставкам налогов, установленных законодательными актами, приведет к увеличению интереса субъектов хозяйствования к аренде земельных участков, приобретению или строительству недвижимости и дополнительным инвестициям в развитие бизнеса на родной территории. Что, в свою очередь, увеличит налоговую базу других налогов и сборов: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, ФСЗН.

Виталий Филинский от имени Общественного объединия содействия развитию частного предпринимательства "Единство"

О других проблемах бизнеса - с целью "оповещения Вселенной":

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

USD USD
2,030 -0,0
EUR EUR
2,392 -0,0
RUB RUB
3,450 0,0
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика