5 историй о том, как стартовали известные белорусские компании
Get Adobe Flash player

Новинки сайта:

Баннер
Истории успеха 5 историй о том, как стартовали известные белорусские компании

Известные сегодня белорусские компании с красивыми офисами, многомиллионной выручкой и сильными брендами когда-то начинались с малого – на кухнях, в общежитиях, в гаражах и подвалах. У их основателей не было ни денег, ни серьезного опыта в бизнесе. Но была страсть, желание постоянно учиться новому и развивать свое Дело.

EPAM Systems

Добкин Аркадий"История EPAM – это история стартапа, хотя в те времена (1993 год – ред.)такого термина еще не существовало, –вспоминает основатель и президент EPAM Аркадий Добкин. – Мы хотели открыть компанию, но сложно было найти гараж под аренду, к тому же не было денег на то, чтобы его снять… Поэтому сначала мы работали в двух комнатах: одна – в Нью-Джерси  (Аркадий Добкин эмигрировал в США в 1991 году – ред.), другая – здесь, в Минске, на улице Куйбышева, в доме, где жил тогда мой партнер (Леонид Лознер, сооснователь EPAM – ред.). Его отец смог снять маленькую подвальную комнату в этом доме. Это и был наш стартап. У нас была простая задача: мы пытались доказать Западу, что русскоговорящие программисты на самом деле умеют программировать. Если кто-то считает, что это было просто, то он ошибается. Интернета тогда толком не было. И как доказать западным клиентам, что ты можешь программировать, когда один телефонный звонок стоит 5-7 долларов, а единственный способ переслать что-нибудь – это факс?

Но мы основали компанию, как-то нашли пару клиентов, и через три года у нас работало уже 20 человек. Потом мы разработали систему автоматизации продаж для компании Colgate, которая была внедрена в 15 странах мира. И ее сделали 20 человек, которые работали в подвале!"

Сегодня в офисах компании по всему миру работает более 17 000 специалистов. В 2012 году компания вышла на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. Акции компании при первичном размещении были оценены в $12 за бумагу. За прошедшее после IPO время они подорожали более чем в 5 раз. Рыночная капитализация компании превышает сейчас $3,3 млрд. В  2015 году выручка EPAM составила $914 млн. По итогам этого года, как ожидается, она превысит $1 млрд. 

"Сегодня мы уже больше, чем просто разработчики. Мы эксперты, которые помогают вывести бизнес на новый уровень", – говорят в EPAM Systems

Wargaming

КислыйОснователь и гендиректор Wargaming Виктор Кислый увлекся разработкой компьютерных игр в 1995 году, будучи студентом физического факультета БГУ. В 1998 году вместе с такими же, как он, энтузиастами-разработчиками основал в Минске компанию. "Мы, пять-шесть студентов, жили на стипендию. Подрабатывали, чтобы не умереть с голоду. Но мы понимали, что, если сделаем игру всех времен и народов, она захватит мир и тогда мы разбогатеем! Но до 2000-х годов всё держалось на энтузиазме. Денег не было", – вспоминает основатель Wargaming.

"Мы, технари, понимали, что делаем нечто красивое, с внутренней технической логикой. Потом пришло понимание маркетинга: оказывается, еще есть рынок! И тот факт, что я с братом "режусь" (в игру) совершенно не означает, что тысячи, десятки тысяч людей в мире будут тоже "резаться". Стали задумываться: а почему это не пошло, а что мы здесь не так сделали, ведь как умно все задумано и воплощено? Оказывается, слишком умно".

Кроме маркетинга Виктору Кислому и его компаньонам предстояло научиться еще очень многому. Пришлось искать редкие статьи по разработке игр, участвовать в конференциях и усваивать основную мысль, которую гранды мировой игровой индустрии доносили до молодёжи: "Ребята, наберитесь терпения, скорее всего, с первого раза у вас мало, что получится, будет второй раз, третий, главное – создавать и не сбавлять темп".

"Природная упертость, терпение и целеустремленность, - вспоминает Виктор Кислый, - заставляли нас творить, падать, разочаровываться в финансовых результатах, но подниматься с коленок и идти дальше"

До появления World of Tanks компания Виктора Кислого выпустила на рынок несколько игр, но именно World of Tanks, официальный релиз которой состоялся в августе 2010, по-настоящему "выстрелила", принесла Wargaming мировую известность и успех. Сегодня штат компании Wargaming насчитывает более 4000 сотрудников, офисы располагаются в Беларуси, России, Украине, на Кипре, в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. В этом году агентство Bloomberg оценило личное состояние основателя Wargaming в $1 млрд. Общая стоимость компании-  разработчика World of Tanks оценивается в $1,5 млрд.

Атлант-М

Основатели международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов и Сергей Савицкий познакомились еще в Советском Союзе на Минском заводе холодильников «Атлант», куда оба попали после институтского распределе­ния.

Рутин­ная работа на заводе быстро наскучила, и парни решили открыть свое дело. Так появил­ся кооператив по мытью окон на промыш­ленных объектах "Молодежный производ­ственный центр "Атлант". "Зарабатывали неплохо, но быстро поняли, что развития бизнеса нет", – вспоминает Сергей Савицкий, генеральный директор «Атлант-М».

В 1991 году Олег Хусаенов и Сергей Савицкий зарегистрировали компанию «Атлант-М» как брокерскую контору. Предприниматели приобрели места на нескольких биржах – Минской товарной, Российской автомобильной, Тюменской товарно-сырьевой, Сыктывкарской товарно-сырьевой.

Атлант-М

"В компании на тот момент было четыре человека – три брокера, включая нас с Олегом, и бухгалтер. Тогда же мы взяли первый кредит на 25 тысяч рублей. Наш бухгалтер очень переживал, что мы его не сможем отдать и нас непременно посадят в тюрьму", – с улыбкой вспоминает Сергей Савицкий. 

Сначала фирма искала заказчиков и работала за комиссию. Потом, когда уда­лось заработать какие-то деньги, предпри­ниматели стали покупать часть товаров "на свои". Одним из первых собственных лотов, приоб­ретенных в Москве, стали четыре автомобиля «Жигули». Их с успехом пере­гнали в Минск и там продали "за две цены". 

Эта бизнес-модель основателям «Атлант-М» понравилась. И пошло, завертелось. Но не все было просто. В один из мно­гочисленных кризисов случилось так, что компания купила четыре автомобиля ВАЗ и не смогла их продать. А надо было как-то вернуть вложенные деньги. Предприимчивости и изобретательности, которую проявили тогда Олег Хусаенов и Сергей Савицкий, сегодня могли бы поучиться многие начинающие бизнесмены.

Сначала «Жигули» поменяли на два рижских микроавтобуса РАФ: один из них удалось продать «в ноль», второй – поменять на фуру целлофановой пленки. Половину этой пленки поменяли на белорусскую обувь Belwest, после чего распродали ее в специально открытом для этой цели ларьке в Минске. Другую половину пленки весной реализовали на рынке дачникам для теплиц.

"В 1994 году стало понятно, что и на бирже упираемся в тупик. Решили попробовать автоимпорт. Написали письмо, разослали его 14 производителям, которые еще не были представлены на нашем рынке. 12 из них ответили, шесть приехали, двоих мы выбрали и с одними стали работать", – говорит Сергей Савицкий. Уже в 1994 году был подписан контракт с Volkswagen, и «Атлант-М» стал дилером этой марки в Беларуси.

В этом году «Атлант-М» отмечает 25 лет со дня основания. По данным за прошлый год, в состав холдинга входят 22 автомобильных предприятия, в том числе 20 автоцентров в Беларуси, России, Украине. Общая численность персонала – более 2200 сотрудников.

Алютех

Жуков Алексей

Автомобильным бизнесом – перегоном иномарок – в начале 90-х занимался и основатель, генеральный директор компании «Алютех» Алексей Жуков. Некоторое время даже содержал собственный автосалон. 

А в 1995 году, увидев на окнах у своего знакомого роллеты, решил, что "роллетный" бизнес не менее инересный, чем автомобильный.

Начал Алексей Жуков c ввоза готовых роллет из Риги и продажи их в Минске, но мечтал о собственном производстве.

"До 1997 года мы были небольшой монтажной компанией – 40 человек, размещались в помещении площадью 200 квадратов. Чтобы расти, нужно было предпринимать дальнейшие шаги. И когда однажды в руки мне попался буклет с описанием линии по производству алюминиевых профилей, я понял, чего нам не хватает. Собрав своих заместителей - будущих партнёров, я предложил им совместное вложение", - вспоминает Алексей жуков

«А кому мы будем это продавать?», – был их первый вопрос, потому что рынка на тот момент еще не было. На что я им ответил: «Будем сами формировать рынок».

Сегодня «Алютех» – крупный производственно-сбытовой холдинг, который объединяет 26 компаний в Беларуси, России, Украине, Чехии, Германии. Продукция «Алютеха» - роллетные системы, алюминиевые профильные системы, секционные ворота - поставляется в более чем 60 стран. В том числе на высококонкурентные рынки Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Англии и др.

Конте Спа

Байко ВалентинКомпания «Конте Спа» – крупнейший в Беларуси производитель чулочно-носочных изделий и крупный игрок в своем сегменте на рынке СНГ – тоже создавалась в 1990-е с нуля. 

«Когда мы начинали 20 лет назад, рынок был пустой. Понятно, что мы в производстве чулочно-носочных ищделий ничего не понимали. Поехали с братом в Польшу. Увидели, что у людей, у которых десять станков – хорошая машина. У которых двадцать – хорошая машина и хороший дом, –вспоминает председатель общего собрания участников «Конте Спа» Валентин Байко. – Мы купили два станка... Начали заниматься производством, продавать чулочные изделия на экспорт, получать валютную выручку. Она позволяла покупать сырье. И вот так, начиная с двух станков, мы стали крупнейшей фабрикой в своем сегменте».

Зарабатывать на продаже чулок и носков на пустом рынке было несложно. Сложно было построить большую компанию и сильный бренд. В России серьезные игроки поначалу воспринимали продукцию братьев Байко как «какой-то «Конте» из какой-то деревни Гродно». Много над продвижением своей марки пришлось поработать и в Украине.

"В итоге мы создали бренд. На это ушло 10 лет , – вспоминал Валентин Байко на встрече "Про бизнес", - У нас с братом все получилось. Все, что мы хотели. О чем говорили в детстве. Если по-настоящему хотите, у вас всё получится. Но вначале скажите себе: «Я хочу». И все. И вперед. Это как цель. Эти восточные вещи работают на 100%".

Источник: probusiness.by 

Среди белорусов немало преуспевающих бизнесменов. Им удалось достичь успеха, занимаясь разными занятиями – от производства чулок до создания компьютерных игр. Но есть нечто, их всех объединяющее, -  огромная работоспособность и любовь к делу.

И принципы, помогающие преуспевать

Рассказать друзьям:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Невозможно получить данные
Каталог TUT.BY Яндекс.Метрика