Среди белорусов немало преуспевающих бизнесменов. Им удалось достичь успеха, занимаясь разными занятиями – от производства чулок до создания компьютерных игр. Но есть нечто, их всех объединяющее, - огромная работоспособность и любовь к делу. И принципы, помогающие преуспевать.
1. Непрерывно заботиться о качестве продукта
"Если вместо того чтобы играть, я начну проводить советы директоров, мы долго не протянем", — Виктор Кислый.
Минимум час в день президент и сооснователь компании Wargaming.net Виктор Кислый играет в игры, которые производит его компания. Таким образом бизнесмен непрерывно контролирует качество продукта. На сегодня у главного из них – игры World of Tanks – более 70 млн пользователей по всему миру. В конце прошлого года состоялся официальный выход еще одной игры World of Warplanes, а также стартовал закрытый альфа-тест World of Warships.
В 2012 году выручка компании составила 218 млн евро. В отчетах за 2013 год этот показатель, как ожидается, может вырасти в два раза.
2. Всеми способами демонстрировать покупателю преимущества своего товара
"Мы вскрывали упаковки, давали пробовать филе в магазинах, на базарах – везде, где только можно. Убеждали, что филе покупать выгоднее, чем целую сельдь, и оно вкуснее", — Александр Мошенский.
Компании "Санта Бремор" потребовалось несколько лет упорной "просветительской работы", чтобы убедить белорусов, россиян, украинцев покупать готовое филе сельди в маринованном виде вместо бочковой селедки. В 1990-е маринованная сельдь на постсоветском пространстве считалась продуктом на любителя. Но в итоге потребителям пришлась по вкусу продукция "Санты", и компания дождалась своего звездного часа. На сегодня "Санта Бремор" является одним из самых узнаваемых и дорогих белорусских брендов. Офисы и представительства компании Александра Мошенского открыты в Беларуси, России, Украине, Молдове, Казахстане, Израиле. Продукты питания от "Санты" известны также в ЕС, США, Канаде, Ливане, Грузии, Австралии.
3. Не слушать "опытных специалистов"
"Тот, кто строит проекты, делает точный экономический расчет, как минимум расписал бы бизнес-программу на год, а лучше на пять лет. В этом плане я авантюрист. Если бы послушал "опытных специалистов", я бы сегодня не начал ни один проект! Да честно говоря, у меня много было проектов, которые изначально оценивали как провальные. Но ни один из них не провалился", — Юрий Аверьянов.
Среди проектов, в которых участвовал бизнесмен Юрий Аверьянов, крупнейший белорусский авторынок в Малиновке, рынок стройматериалов в Уручье, развлекательный комплекс Dreamland, боулинг-центр и танцевальный клуб Madison Club, клуб "Макс-шоу". Выходец из детдома Юрий Аверьянов, пробивавший себе дорогу в жизнь самостоятельно, по некоторым сведениям, владеет самой дорогой яхтой в Беларуси.
4. Пробовать снова и снова
"Надо пробовать и ничего не бояться. Не держать в себе желание что-то делать. Если хотите – пробуйте. Других вариантов нет. Я пробовал 14 видов бизнеса, и только пятнадцатый стал успешным. Представьте, что я остановился бы на четырнадцатой попытке", — Сергей Метто.
После многих неудачных попыток предприниматель Сергей Метто в 1990-е годы продолжал "биться как бабочка о стекло", пока не занялся оптовой продажей тканей. Этот бизнес, наконец, принес финансовый успех. После усилия были перенаправлены из торговли в производство. Сегодня Сергей Метто является владельцем производителя чипсов, снеков, семечек и других продуктов питания "Онега", сайта Oede.by, голубичных плантаций и некоторых других бизнесов.
5. Сделать счастливую случайность закономерностью
"EPAM начинался с достаточно серьезных задач. Компания была маленькая, но команда была очень квалифицированная, и мы смогли начать с интересных проектов для серьезных клиентов. Другое дело, что 15 лет назад такое начало было скорее исключением, чем правилом. А построение серьезного бизнеса — это превращение исключений в правила, случайностей в стабильный бизнес, использование удачи, которая тебе улыбнулась в какой-то момент, в повторяемое и предсказуемое состояние", — Аркадий Добкин.
Сегодня EPAM Systems является крупнейшим поставщиком услуг в области разработки проектного программного обеспечения и решений в Центральной и Восточной Европе. В 2012 году EPAM провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 2013 году компания заняла 6 место в списке самых быстрорастущих технологических компаний Америки, составленном Forbes.
6. Диверсифицироваться
"Тактикой и стратегией нашего бизнеса была изначально диверсификация рынков", — Алексей Жуков.
История "Алютех" началась в 1996 году с небольшой фирмы, в которой работало шесть человек. Сегодня возглавляемая Алексеем Жуковым группа компаний "Алютех" является крупным холдингом по производству и сбыту алюминиевых профильных систем, роллет, секционных ворот. 85% продукции холдинга поставляется на экспорт – в 37 стран мира. В состав ГК "Алютех" входит 7 производственных и более 20 сбытовых компаний – они расположены в Беларуси, России, Украине, Германии, Чехии.
В прошлом году "Алютех" продолжил диверсификацию, купив головной завод немецкой компании Günther-Tore. Также был получен контроль над сбытовой сетью Günther-Tore, включая сбытовые компании во Франции, Германии, Австрии. Расширяя сбытовую сеть, "Алютех" получает доступ к новым для себя клиентам на рынках стран Западной Европы, Азии и Африки.
7. Не умиляться сегодняшними успехами, а продолжать упорно работать
"Может случиться так, что сегодня ты чувствуешь себя счастливым, на седьмом небе от радости, а завтра может быть ужасное настроение. В любом бизнесе это как закон. Поэтому для себя уже давно взял за правило: если хочешь работать с успехом дальше — умиляться сегодняшними производственными успехами или красоваться перед зеркалом с надутыми щеками нельзя. Это жизнь", — Николай Мартынов.
Основной владелец и гендиректор обувного холдинга "Марко" Николай Мартынов в бизнесе с 1991 года. За это время "Марко" стал одним из самых крупных производителей обуви в странах СНГ. Помимо белорусского рынка витебская обувь поставляется в Россию, Украину, Молдову, Казахстан, Эстонию, Латвию, Литву, Израиль. Николай Мартынов намерен не останавливаться на достигнутом и в ближайшие годы планирует увеличить производство и экспорт обуви.
Среди других проектов Мартынова бизнес-центр "Марко-сити" и ресторан "Золотой лев" в Витебске, пивзавод "Двинский бровар" и фирменный бар под брендом "Николаевское".
8. Иметь четкую стратегию
"Мой опыт подсказывает, что неделание стратегии приводит к большим потерям. Когда-то мне казалось, что на смену автомобилям ВАЗ, "Москвич", "Волга" придут дешевые китайские автомобили. Соответственно, мы ударились в дистрибуцию, потратили огромное количество денег на создание компаний в Беларуси, России, Украине. Но когда мы поняли, что с китайцами невозможно делать дистрибьюторский бизнес, мы вынуждены были закрыть это направление. Закрыли его с убытком 8 миллионов долларов", — Олег Хусаенов.
Олег Хусаенов в настоящее время является гендиректором компании "Зубр Капитал", которая управляет фондами прямых инвестиций. Сфера интересов бизнесмена – выкуп контрольных пакетов акций компаний и их последующее развитие, а также предоставление капитала на развитие средним и крупным компаниям. Стратегия Хусаенова на ближайшие несколько лет – создать целую финансовую индустрию в Беларуси.Благодаря выстраиванию четкой стратегии основателю компании "Атлант-М" Олегу Хусаенову удалось создать крупную сеть автосалонов и автомобильных техцентров в Беларуси, России, Украине. В начале 1990-х компания начала торговать автомобилями ВАЗ и МАЗ. Позже заключила дилерское соглашение с корпорацией Volkswagen, стала генеральным импортером автомобилей Volkswagen в Беларусь и приобрела контрольный пакет акций генерального импортера Volkswagen в Украине. Сегодня в портфель брендов холдинга "Атлант-М" помимо Volkswagen входят Skoda, Toyota, Lexus, Mazda, Opel, Ford, Chevrolet, Cadillac, Land Rover, Volvo, KIA, Renault, Jaguar и другие.
Здесь 10 уроков успеха Олега Хусаенова
9. Реинвестировать в развитие бизнеса
"Наш успех я связываю с реинвестированием всей прибыли, полученной от деятельности компании, в развитие производства. Мы не снимали дивиденды и не тратили деньги на дорогие приобретения. Хороший автомобиль я смог себе позволить только пять лет назад, до этого ездил на 18-летнем "Мерседесе", — Валентин Байко.
Помимо чулочно-носочного производства Валентин Байко инвестирует в развитие сети магазинов косметики и бытовой химии Оptima (дочерняя компания "Конте Спа") и планирует построить в Гродно гипермаркет "Акрополис", который должен стать крупнейшим в Беларуси.Появившаяся в 1997 году в Гродно компания "Конте Спа" на сегодня является крупнейшим в стране производителем чулочно-носочных изделий и одним из самых прибыльных предприятий Беларуси. Учредитель "Конте Спа" Валентин Байко продолжает инвестировать в расширение основного бизнеса: в конце 2013 года его компания и аффилированные с ней структуры выкупили контрольный пакет в Брестском чулочном комбинате.
10. Уважать своих сотрудников
"Мне многие коллеги по бизнесу говорят: а зачем тебе тратить такие большие деньги на создание комфорта? У тебя санузлы на предприятии лучше, чем у некоторых дома. Но ведь когда люди видят к себе такое уважительное отношение, то и они себя ведут соответственно", — Вячеслав Довнар.
Собственным делом – автоперевозками – Вячеслав Довнар занялся еще в 1986 году. В 1991 году было создано автотранспортное предприятие ООО "Белинтертранс", ставшее крупным международным грузоперевозчиком. Сегодня "Белинтертранс" входит в группу компаний "БИТ-Юнион", председателем правления которой является Довнар.
Подчиненные бизнесмена Довнара говорят, что "Вячеслав Иванович не такой как все".
11. Верить, что люди могут превзойти ожидания
"Когда-то мне казалось, что вся по-настоящему интересная публика, которую можно найти в Минске, сможет запросто поместиться в тесное News Cafе, мне казалось, что открывать еще 3 ресторана — это полнейшая авантюра. Не без удовольствия и облегчения я понял, что Минск куда лучше или хуже(?), чем я предполагал, и все эти рестораны заполнились приятной, веселой, непровинциальной публикой", — Вадим Прокопьев.
В 2002 году Вадим Прокопьев стал одним из инициаторов создания в Минске ночного клуба Bronx. Сегодня помимо упомянутого News Cafе он выступает совладельцем Grand Cafе, Bistro de Luxe, Tapas bar, клуба Blondes and Brunettes и уже всерьез считает, что "Минск заслуживает хотя бы одного стильного, в меру дорогого ночного места с хорошей музыкой, правильными коктейлями и самое главное – яркой и искушенной публикой, которая любит выпить, завести бесполезные знакомства, отвлечься от угрюмой местной действительности, пофлиртовать, потанцевать, пошутить и даже попаясничать".
12. Уметь слушать себя
"Для меня есть понятие гармоничности. Где-то глубоко внутри существует понимание того, что гармонично, а что нет. Каждый раз, когда я поступал исходя из того, что так нужно или так правильно – получалось плохо. Но как только я пытался расслабиться и прочувствовать ситуацию – выходило хорошо. Очень важно уметь слушать себя", — Александр Кнырович.
Председатель правления сообщества бизнес-ангелов "БАВИН" Александр Кнырович является совладельцем строительного холдинга "Сармат", ряда компаний в сфере энергетики, девелопмента, масс-медиа, ивент-менеджмента. По его словам, инвестиции в бизнес-проекты – это драйв. Как и в казино, можно выиграть или нет. Но когда речь идет об инвестициях, кроме полученной или неполученной выгоды "происходит еще и что-то большее – некоторая выгода для всего общества".
Источник: http://news.tut.by/economics/381501.html
< Предыдущая | Следующая > |
---|